Сегодня: г.

Китай и цена на нефть

Кто создает напряженность на мировом рынке черного золота?

Нефть ведет себя неправильно – с точки зрения экспортеров. И пугающе – по мнению импортирующих сырье государств. Москва при этом не оставляет надежды, что крах сланцевой добычи в США поднимет стоимость барреля черного золота. А себестоимость сланцевой нефти составляет более 45 долларов за баррель. Вот только Вашингтону ничего не стоит начать субсидировать своих производителей, а цены на мировом рынке углеводородов игнорировать. На большее влияния США не хватит.

Китай – вот, кто сегодня определяет перспективы нефтяного рынка. В этой стране экономический кризис уже обозначился в биржевой фазе. Обвал на фондовом рынке в Поднебесной идет с мая, Пекин делает все возможное, чтобы его остановить, поскольку понимает, что следом развернется банковский кризис. А после него обычно случается спад в промышленности, которая в КНР торпедирована со всех сторон.

Товарооборот Китая и России в первой половине 2015 года сократился на четверть, снижается он у Пекина и со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Небольшое сокращение зафиксировано в торговле с государствами Евросоюза, применительно к США заметных сдвигов нет. В самой же Поднебесной надулся колоссальный пузырь на рынке жилья, но это лишь контур китайской проблемы. Главное, это индустриальный пузырь: производственные мощности КНР выросли в расчете на внешний спрос, который уменьшается, и внутренний, который не может расти, а также перекрыть потери от сжатия внешнего рынка.

Именно поэтому Китай создает напряженность на мировом рынке нефти. Он же будет давить на цены и дальше, сдвигая их вниз, к планке себестоимости сланцевой нефти в США.

Избыточное предложение нефти на рынке давно уже не новость, по оценке Международного энергетического агентства, оно составляет 3 миллиона баррелей в сутки. А ведь Иран, обладающий внушительными ее запасами, еще не вышел на сцену.

На этом фоне не выглядит случайным опрос, который провело среди экспертов американское агентство экономической информации «Блумберг»: они предсказали крах финансовой системы России в том случае, если цены на нефть снизятся до 22,5 доллара за баррель. Крах финансовой системы — это крах экономики.

Однако оставим мрачные пророчества западных специалистов в стороне, они никогда ничего хорошего нашей стране не сулили. Важен сам факт обсуждения невероятно низкой стоимости черного золота, которое стоило 110 долларов за баррель еще в начале 2014 года. Важно и другое: сколько времени могут держаться низкие цены, и каким будет спуск к ним? Видимо, станет происходить постепенно, хотя проблемы Китая могут его ускорить.

Совершенно очевидно, что Россия не подготовлена к низким ценам на нефть на «длинной дистанции». Был лишь один способ оказаться во всеоружии: это замещать импорт, растить собственный рынок, восстанавливать промышленность и сельское производство — все это требовалось сделать, пока цены держались высоко. Однако у нас поверили китайской пропаганде, посчитали, что подключение к рынку этой страны обеспечит стабильность экспортной модели российской экономики. Провал плана «разворота на Восток» очевиден уже сегодня, в будущем мы рискуем поставлять сырье в КНР по заниженным ценам.

Судьба нефти предрешена. В начале 2015 года хор отечественных аналитиков вещал о возможности скорого возврата к 70 долларам за баррель, а затем и выхода на «справедливый уровень» в 100 долларов за бочку. И сейчас подобных прогнозов звучит немало – как в связи с переговорами представителей государств-экспортеров, так и с тем, что ОПЕК якобы способен сильно уменьшить добычу нефти. Цена на нефть прыгает чуть ли не несколько раз в день, пока рано говорить о том, что коридор колебаний установился. В первой половине 2015 года цены составляли от 50 до 67 долларов за баррель, средней можно считать цену в 60 долларов за бочку. Но Китай обвалил цены. Их падение началось примерно в то же время, как на фондовом рынке Поднебесной развернулось сбрасывание акций. Ныне не стоит ожидать возврата к утраченному ценовому коридору, нефть и другие виды сырья еще должны опуститься в цене

Но здесь играет не только фактор китайского рынка, но и положение дел в других экономиках мира. Вторая волна кризиса привела к спаду в экономиках БРИКС: ЮАР, Россия и Бразилия вошли в рецессию. С ними «за компанию» на этот путь встали «развивающиеся рынки» меньших стран.

Вдобавок ломалась и продолжает разрушаться старая модель международной торговли с разделением труда в рамках ВТО. Процесс этот запустили США, когда встали на путь реиндустриализации – замещения импорта, в том числе нефти и газа. Это был первый толчок. Он заставил российских экспортеров нефти нервничать и доказывать неизбежный скорый крах сланцевой добычи углеводородов. Этот крах, вероятно, наступит, поскольку сланцевая добыча расцвела в США при высоких мировых ценах на нефть. Уже в январе-феврале она начала сокращаться из-за падения мировых цен на черное золото.

Как могут повлиять на ситуацию страны ОПЕК и независимые поставщики сырья? Слабо. Особенно учитывая «черный рынок» нефти, разросшийся благодаря успехам группировки «Исламское государство» в Сирии и Ираке.

Так что вряд ли какие-то договоренности, даже если они будут достигнуты, смогут вернуть в нашу казну большие «нефтяные деньги».

Падение цен на сырье диктует единственный – и давно хорошо известный нам – рецепт выхода их нынешней ситуации. Наконец-то развивать реальный сектор российской экономики. Открывать свои производства – и не ждать, пока Запад милостиво соизволит отменить антироссийские санкции. В противном случае мы продолжим двигаться к глубокой депрессии вместе с Китаем.

Но пока вместо сообщений о новых успехах российской промышленности представители правительственного «экономического блока» чуть ли не каждодневно делятся своими прогнозами о цене на нефть. Почему — вопрос риторический…

Василий Колташов

Источник: stoletie.ru

 
Статья прочитана 108 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Последние Твитты

Loading

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Написать администратору