«Угроза иранской экспансии» в Йемене, по сути, является официальной причиной операции «Решительный шторм», которую − с «благословления» США − возглавила Саудовская Аравия. Истерические заявления беглого президента Мансура Хади о том, что «если Иран возьмет под свой контроль Баб-эль-Мандебский пролив, то ему не надо уже будет иметь атомную бомбу» нашли отклик в арабских столицах. Но все ли безупречно в версиях, которые предлагают нам масс-медиа, рассказывая о Йемене?
Сроки, за которые операции «Решительный шторм» из идеи стала реальностью, за которые оформилась «коалиция», по сути – «арабское НАТО», и, наконец, та скорость, с которой Белый дом принял решение о поддержке силовой акции против Йемена, – вот, пожалуй, самое интересное в этой истории. Судите сами. Фактический контроль над частью Йемена и его столицей шиитское ополчение установило еще летом прошлого года. Контроль настолько плотный, что президент Абу Мансур Хади выполнял все то, что диктовал ему политсовет хуситского движения, в частности, отправил в отставку премьер-министра Мухаммеда Басандва. Если говорить о признаках «государственного переворота», то он произошел еще в прошлом году, хотя официально об этом никто не объявлял.
Если саудиты так серьезно пеклись о «сохранении конституционного строя в Йемене», то обращаться к международному сообществу надо было именно тогда. Но в том и дело, что наряду с отстранением Хади от власти в стране началось движение за национальное примирение. Всем участникам конфликта было ясно, что дальнейшее развитие конфликта разорвет Йемен на части, и ни одна из сторон – хуситы, бывший президент Салех и шафииты Юга – не обладают возможностью прийти к власти единолично. Только в составе коалиции, для создания которой требовалось время. Когда договоренности о мирном решении вопроса о власти и последующем распределении постов начали обретать конкретные очертания, когда возник союз между шиитским ополчением и Салехом, что, собственно, и сделало возможным успехи хуситов в установлении контроля над остальными провинциями страны, отношение внешних игроков к ситуации внутри страны резко начало меняться.
В начале января нынешнего года последовало резкое заявление советника египетского президента Ахмада Муслимани о том, что «существует заговор с целью раскола арабских стран по линии сунниты-шииты», что сценарий этого заговора успешно реализуется в Сирии, Ираке, Йемене и Ливане. Организатор этого раскола назван не был, но для всех было понятно, что речь идет именно об Иране. Именно тогда, в январе нынешнего года и прозвучал тезис о том, что «конечная цель Хуси – установление контроля над «вратами слез», Баб-эль-Мандебским проливом, что является серьезной угрозой безопасности и для Египта, и для Саудовской Аравии, и для других стран региона». Шар был вброшен, а дальше слушавшим заявление Муслимани предлагалось додумать самостоятельно: если за Хуси стоит Иран, то, очевидно, именно Тегеран заинтересован в установлении контроля над одним из ключевых мест транспортировки энергоресурсов из Персидского залива.
«Мутный» президент Хади
Влиятельные представители иранских политических элит горячо приветствовали успехи шиитского движения в Йемене. Говорилось и о «стратегической глубине до побережья Средиземного моря и Баб-эль-Мандебского пролива между Африкой и Аравийским полуостровом», и о распространении влияния Тегерана от Ливана до Йемена, а движение «Ансар Аллах» сравнивалось с ливанской Хизбаллой. Подобные заявления действовали на арабский мир как «красная тряпка на быка». Но серьезных шагов не предпринималось, поскольку, во-первых, прямых доказательств того, что шиитское движение Йемена получает финансы и вооружение из Тегерана, так и не удалось получить, а, во-вторых, тот же Эр-Рияд прекрасно понимал, что его вмешательство в йеменский кризис вызовет крайне острую реакцию Тегерана. Реакцию с непредсказуемыми для саудовской династии последствиями. Нужно было выбрать момент, когда Иран не смог бы оперативно и жестко отреагировать на атаку, и такой момент был более чем удачно выбран именно в конце марта, когда промежуточные переговоры по иранской ядерной программе вышли на финишную прямую.
22 января президент Хади подал в отставку. В Йемене этот шаг восприняли вполне спокойно, был назначен временно исполняющий президентские обязанности и началось формирование временного правительства. Столица страны была полностью под контролем хуситов, как, впрочем, и основные государственные учреждения. Но спустя три дня, 25 января, Хади внезапно заявляет, что он передумал и свое прошение об отставке отзывает. И вновь в Йемене к этому отнеслись достаточно безразлично, поскольку для Хади «поезд уже ушел» и его возвращение к власти никто всерьез не рассматривал.
Но совершенно иное мнение по этому поводу было у «широкой международной общественности». К возвращению Хади на пост президента призвал сам генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. И с этого момента Эр-Рияд и его союзники в арабском мире начали раскручивать маховик информационной кампании о «государственном перевороте», «необходимости восстановления конституционного строя», словом стали на весь мир рыдать о «попранной демократии в Йемене» и заживо свергнутом «единственном законном президенте». Который «чудесным образом» бежит из-под домашнего ареста и вскоре объявляется на суннитском Юге страны – в Адене, откуда на весь мир заявляет, что хуситы – марионетки Ирана, что страна в опасности, а Тегеран намерен разместить в Северном Йемене ракеты, которые будут направлены на Саудовскую Аравию.
И, наконец, финальный аккорд: ссылаясь на Статью 51 Устава ООН, в которой говорится о праве государств на индивидуальную или коллективную самооборону в случае вооруженного нападения, Абу Мансур Хади обращается к Лиге арабских государств и Совету Безопасности ООН с просьбой оказать «незамедлительную поддержку легитимным властям Йемена (то есть, себе – И.П.) любыми доступными способами». После чего из Адена срочно убывает в Саудовскую Аравию.
Мифическая «иранская угроза» и реальная интервенция
После того, как Хади озвучил все тексты, написанные для него режиссерами «Решительного шторма», события пошли по нарастающей. Коалиция государств, желающих поучаствовать в восстановлении конституционного порядка в Йемене, сформировалась практически мгновенно. Не менее оперативно действовал и Белый дом: срочно состоялось заседание Совета Национальной Безопасности США, на котором было принято решение оказать нацелившемуся на Йемен «арабскому НАТО» во главе с Эр-Риядом всю возможную «организационную помощь» и предоставить необходимые разведданные. Подобная оперативность возможна только в одном случае: операция против Йемена готовилась как минимум за несколько месяцев до ее официального начала. И старт этой операции был жестко привязан к проходящим в Лозанне переговорам по ядерной программе Ирана.
Действительно, сегодня Тегеран оказался в крайне сложном положении. Резкое осуждение «Решительного шторма» уже прозвучало из уст иранских дипломатов, но главный вопрос заключается в том, что для Ирана возникла трагическая дилемма – либо жестко отреагировать на интервенцию «арабского НАТО» практическими шагами и тем самым поставить под угрозу заключение соглашения и вопрос о снятии санкций. Либо проглотить, как бы горка она ни была, эту пилюлю, достичь подписания долгожданного договора с «шестеркой» международных посредников, и уж только потом приступить к решению вопроса о поддержке йеменских шиитов.
Судя по всему, Тегеран склоняется сегодня ко второму варианту, поскольку любому непредвзятому наблюдателю сегодня ясно – единственное, чего «арабское НАТО» добьется «Решительным штормом», будет затяжное кровопролитие в Йемене. Шедшая к завершению очередная гражданская война в стране сейчас вспыхнет с новой силой. Пресловутое «противостояние суннитов и шиитов», о котором так любят говорить масс-медиа, именно сейчас, после неприкрытой интервенции, станет реальностью. Поскольку оно, что предпочитают не замечать, по большей части является «внешним проектом», который реализуют Вашингтон и его региональные союзники. Мифическая «экспансия Тегерана», подкрепленная ложью об «иранских ракетах в Йемене» и «тегеранских марионетках-хуситах», обернулась вполне реальной интервенцией.
Споры о ее легитимности вести уже поздно. Исходя из собственных стратегических интересов, США уже ее одобрили. Эр-Рияд также крайне заинтересован в успехе операции, поскольку именно он является главным региональным выгодополучателем. Полной победы ни саудитам, ни всему «арабскому НАТО» в Йемене достичь не удастся. Но если хуситы будут отброшены на север, если их союз с бывшим президентом Салехом окажется разрушенным, а страна будет разделена на две части − причем ее шиитские районы окажутся, по сути, в блокаде – Эр-Рияд вновь вернет себе лидерство в арабском и исламском мире, пусть и не на слишком долгое время.
Москва, Пекин, Тегеран и последствия интервенции в Йемен
Успех «Решительного шторма» обернется серьезным ударом по иранским позициям в регионе. Шиитам Аравии придется забыть об идеях и принципах «Возрождения» − борьбы за свои права – поскольку в случае пусть даже и частичного, но все же поражения хуситов наступит время реакции, вдохновителями которой выступят суннитские монархии Персидского залива. Для амбициозных целей «возвращения лидерства Эр-Рияда» королю Салману требуется крепкий и спокойный тыл, который без «умиротворения» Йемена создать невозможно. А это пресловутое «возвращение лидерства» − ни что иное, как победа над Тегераном в региональной холодной войне, никаких иллюзий на этот счет быть не должно.
Операция «Решительный шторм», помимо прочих последствий, будет способствовать тому, что на вполне «законных основаниях» − поддержка стратегического партнера – США расширят свое присутствие и на Африканском роге, и в том же Баб-эль-Мандебском проливе. Это создает дополнительные угрозы уже для Пекина, поскольку здесь проходит маршрут более чем половины китайского импорта энергоресурсов.
У России пока нет серьезных стратегических интересов в Йемене, но усиление позиций Саудовской Аравии само по себе является чрезвычайной опасностью для Москвы, поскольку если «иранская экспансия» − штука достаточно мифическая, то экспансия саудитов в зоны национальных интересов России – от Кавказа до Центральной Азии – вещь вполне реальная и достаточно кровавая.
Россия просто настрадалась от действий Саудовской Аравии. Сколько можно терпеть ее издевательства над нами? Достаточно вспомнить, как этот марионеточный проамериканский режим на протяжении всей нашей новейшей истории наносил нам огромный вред и причинял неисчислимые беды. Он активно помогал вместе с США развалу Советского Союза, постоянно сбивал и сбивает цены на нефть, подрывая основы нашей экономики, финансировал и отправлял к нам радикальных исламистов и террористов всех мастей, поддерживал и был идеологическим вдохновителем сепаратистов в Чечне и на Кавказе, постоянно шантажировал Россию по ИЯП, конъюктуре нефтяного рынка, дестабилизацией ситуации на Большом Кавказе, Центральной Азии и главным образом в Сирии, нашего главного союзника в Средиземноморье.
Стоит ли России в этой ситуации реагировать на новую интервенцию Саудовской Аравии спокойно, тем более, когда затрагиваются наши стратегические интересы? Вряд ли! Сейчас хусисты наступают, но у них нет авиации и эффективных средств ПВО. Почему США и странам НАТО можно поставить Украине новейшее вооружение, а России, например, нельзя перебросить хуситам средства ПВО для соблюдения баланса сил? Это вполне отвечало бы нашим интересам, кстати, эти поставки можно было бы организовать через представителей элиты Южного Йемена. Там у нас неплохие позиции имеются. Более того, если бы России и Ирану удалось убедить хуситов интегрировать элиты Южного Йемена в новую политическую систему, то у нас появились бы неплохие шансы вернуться в Йемен и надолго. Геополитическая ось Россия-Иран-Йемен стала бы новой реальностью, которая в корне изменила бы геополитическую картину мира.
Еще один интересный момент. По всей видимости, операция в Йемене не окажет сколько-нибудь серьезного влияния и на цены на нефть. Есть все основания предполагать, что текущее состояние этих цен будет поддерживаться не биржевыми механизмами. Иначе, как можно понять – напряженность нарастает с каждым днем, а цены на нефть падают с такой же скоростью.
Тем не менее, как бы там ни было, при том, что события развиваются по самому негативному сценарию, сгладить негативные последствия «Решительного шторма» все же еще возможно, причем политическим путем. Во-первых, Москва, с учетом ее связей, может и должна выступить посредником широкого внутрийеменского диалога, координируя эти действия с Тегераном и Пекином. Во-вторых, столь скоропостижно созданное «арабское НАТО» не является несокрушимым монолитом, у каждого из участников коалиции есть свои интересы и далеко не все они в восторге от лидерских амбиций саудитов. Словом, возможностей для дипломатического маневра здесь более чем достаточно. Была бы политическая воля и трезвость мышления наших политических чиновников…
Интервенция в Йемен – это отнюдь не «возня на задворках географии». Ирак, Сирия, Йемен – это звенья одной цепи, эпизоды борьбы Эр-Рияда за региональную гегемонию и борьбы Вашингтона за гегемонию глобальную. И с этой точки зрения представлять события в этой многострадальной стране как «ирано-саудовское противостояние», никакого отношения к остальному миру не имеющее, – очень близорукий и ошибочный взгляд.
Николай Егоров
Источник: iran.ru