В России запретили прибалтийские шпроты — атрибут нашего новогоднего стола. У Роспотребнадзора возникли претензии к предприятиям Латвии и Эстонии: в их продукции нашли канцероген. Как и предполагал «МК», очевидно, что эти претензии мотивированы не экономическими, а скорее политическими принципами — прибалтийские республики входят в ЕС, который год назад объявил против нас экономические санкции. В ответ Россия ввела продуктовые контрмеры. Латвия рискует потерять из-за последних санкций $1 млрд. А ее ВВП составляет $32 млрд.
Что такое шпроты? Тюлька, салака, молодая сельдь и другая мелкая рыба. При их приготовлении рыбу коптят, после чего консервируют. Способ уникальный. В Советском Союзе это был деликатес. Доставали в «заказах», брали с полок десятками банок.
Теперь все изменилось. Можно купить и семгу (уже не норвежскую), и форель, и прочие лососевые. Доступно, но смотря за какие деньги.
Но с момента введения эмбарго в России красная рыба подорожала минимум на 30-40%. После девальвации рубля в 2014 году ситуация ухудшилась: производители остановили отгрузки в сети, чтобы договориться с розницей о новых ценах.
Как говорил вице-премьер Аркадий Дворкович, рыбы меньше не стало. Но теперь это треска или карп. В ходу толстолобик, чехонь, зубатка, навага и пикша. Раньше это была традиционная еда кошек. Теперь стала предметом обеденного стола людей.
По словам источника «МК» в Росрыболовстве, из-за неудачного улова и введенного запрета на импорт лососевых цена на красную рыбу в России растет. Такая тенденция сохранится.
Но ведь шпроты — это не красная рыба. Это мелочь, любимая фактически только в России. Все потому, что принцип и технологии ее изготовления существуют только в Прибалтике. Аналогичных технологий в мире нет — в той же Америке предпочитают анчоус. В августе прошлого года был введен эмбарго на ввоз продовольственных товаров из ЕС. Шпроты тоже запрещали, но потом ограничение сняли. Есть две версии: эксперты говорят, что, с одной стороны, на производстве шпрот в Прибалтике заняты этнические русские, которых нельзя лишать работы, с другой: шпроты — долго хранящийся продукт.
Но после запрета Роспотребнадзора, наложенного с 4 июня на поставку рыбной продукции из Латвии и Эстонии, особой паники на российских прилавках не наблюдается. В чем суть претензий? У Роспотребнадзора возникли вопросы относительно безопасности рыбы. После проверки на пяти рыбоперерабатывающих предприятиях Латвии и четырех Эстонии в продукции нашли бензопирен. Это канцероген, который опасен для человека. В итоге ведомство запретило ввоз рыбы всех латвийских и эстонских производителей, включенных в список поставщиков под гарантии ветеринарных служб.
Для прибалтийских экспортеров это шок. Не менее 5 предприятий, входящих в число крупнейших компаний Латвии по производству рыбных консервов, готовы продать бизнес. Эстония ищет новых покупателей, в том числе в Китае. Но поставки в Поднебесную обойдутся им в копеечку.
В нашей стране полюбившийся всем новогодний деликатес обещают оперативно восполнить. Так, калининградские рыбоперерабатывающие заводы говорят, что способны полностью обеспечить потребности россиян в шпротах. Об этом заявил министр сельского хозяйства Калининградской области Владимир Зарудный.
В крайнем случае можно пойти на замену. По вкусу шпроты напоминают сайру. В России промысел сайры составляет до 4,5 млн тонн в год. Экспорт шпрот в Россию из стран Прибалтики едва превышает 1 млн тонн. Так что голодать не придется.
Николай Макеев
Источник: mk.ru