В 2014 году количество путешествующих по России выросло на 30% и достигло 41,5 млн человек. Такие тенденции озвучил президент РФ Владимир Путин на заседании президиума Государственного совета в Ялте. Эксперты отрасли отмечают, что количество россиян, решивших отдыхать в своей стране, действительно увеличилось. Вот только на отечественные пляжи граждан погнали ослабший рубль и массовая пропаганда. Однако уже в следующем году полюбивший зарубежный сервис россиянин может вообще никуда не поехать.
В Северо-Западном отделении Российского союза туриндустрии констатируют, что количество туроператоров, занимавшихся выездным туризмом в Петербурге, сократилось. Еще в апреле их было 177. А в июне, как рассказал пресс-секретарь отделения Павел Румянцев, в реестре значилось только 98. Активно от выездного туризма операторы стали отказываться в начале отпускного сезона. Они решили переориентироваться именно на внутренний туризм, в котором размер финансовых гарантий меньше.
При этом многие рассчитывали на то, что россияне начнут активнее ездить за границу в конце августа — сентябре, то есть в «бархатный сезон». Но и этого пока не происходит. Падающий курс рубля заставляет воздерживаться отпускников от далеких поездок. Часть туристов предпочла вообще никуда не ехать, а вторая, не без воздействия массивной пропаганды, решила попробовать отдохнуть на родине. По словам Румянцева, пока подводить итоги рано. Говорить о том, что этим летом Петербург посетили в полтора или два раза больше россиян, чем прошлым, вряд ли придется. Тем не менее некоторые местные компании сообщают об увеличении числа туристов на 30%. Для соседней Вологодской области рост пока оценивается в 10-15%.
Улучшают показатели «невыездные» россияне. К ним можно отнести и тех работников, которым руководство пусть и неофициально, но не рекомендовало покидать пределы страны. Отдыхать же им где-то надо, а, следовательно, они также вынуждены «открывать» для себя Россию.
«Можно говорить, что с точки зрения внутреннего туризма этот год действительно выходит успешным. Но его ведь надо закрепить. Сформировать у людей привычку путешествовать по России. В этом плане будет важен 2016 год — он покажет, как будет развиваться тенденция. Если окажется, что после поездок по России люди остались не удовлетворены сервисом, качеством услуг, то на следующий год они уже вообще никуда не поедут. Или будут ездить за рубеж, но реже. Не раз в год, а раз в два года», — считает Румянцев.
Эксперт Общественной палаты РФ по туризму, председатель «Клуба защиты прав туристов» Роман Бобылев отмечает, что россиянам приходится отказываться от традиционных пляжных зарубежных направлений, поскольку стоимость туров возросла в два-три раза. Количество наших сограждан в Турции и Египте сократилось примерно на 20-30%, в Таиланде — на 50%. Практически на нет сошли поездки в Италию, Францию и Испанию. Из европейских направлений относительно на плаву держатся пока что Кипр, Греция и Болгария.
Ухудшение экономической ситуации привело к тому, что нехватку туристов испытывают также страны СНГ и Балтии, которые традиционно были популярны среди россиян. Как отмечает гендиректор одной из турфирм Сергей Ромашкин, в Эстонию, Латвию и Литву стали ездить на 30-40% меньше жителей РФ. Эти страны глубже всех интегрированы в европейскую экономику. Поэтому и удорожание евро на них сказалось существеннее. Кроме этого, прибалты «потеряли» нескольких событий, которые традиционно были заточены под россиян. Это, например, фестивали КВН и «Новая волна», которые проходили в Юрмале.
«Сильным» направлением считалась Белоруссия. Лечебные туры пользовались большой популярностью. Но отдых там подорожал на 15-20%. На столько же упал и поток российских туристов. При этом Белоруссия всегда считалась бюджетным направлением. Отдыхать там было гораздо дешевле, чем на морских курортах.
О Центральной Азии — Узбекистане, Таджикистане и Киргизии — говорить непросто. Это направление по-прежнему воспринимается как «восточная экзотика». Туда едут единичные туристы. К тому же перелет в эти страны продолжительный, а цена авиабилетов также привязана к валютному курсу.
«Если мы скажем, что туризм на Украину прекратился, то мы не слишком ошибемся», — считает Ромашкин. Прежде здесь были популярны три направления: Киев, Одесса, а также Закарпатье. Только на майские праздники фирма в столицу Украины ежегодно отправляла 500-800 человек. Сегодня об этих временах можно только мечтать.
«Надо ждать, когда нормализуются отношения между странами. Сколько времени на это уйдет, непонятно. Сейчас остался небольшой сегмент. Люди либо едут к родственникам, либо по делам. Экскурсиями мало кто интересуется», — рассказал Ромашкин.
При этом главным направлением по постсоветскому пространству остается Абхазия. Она является своеобразной альтернативой Сочи. Человек, приземлившись в аэропорту Адлера, может отправиться не в отстроенную и обновленную олимпийскую столицу, а ближе к природе. По прогнозам, Абхазию в этом году может посетить 1 млн россиян. Это гораздо больше, чем Армению, Азербайджан и Грузию вместе взятые.
Что касается путешествий по России, то значимым оказался «крымский фактор». Если во времена, когда полуостров принадлежал Украине, в Крыму ежегодно отдыхали порядка 1-1,5 млн россиян, то по итогам 2015 года этот показатель должен вырасти до 4-4,5 млн.
«Переориентация на внутренний рынок связана с двумя факторами. Во-первых, из-за роста доллара и евро на нет сошло европейское направление. А, во-вторых, появление в составе РФ Крыма сопровождалось серьезной информационно-пропагандисткой работой, которую проводило государство. То есть это не означает, что россияне стали отдыхать больше, чаще, просто произошла смена приоритетов. Что касается Крыма, то да, конечно, нельзя сбрасывать со счетов волну патриотизма, но появились и новые возможности посетить полуостров. Например, было организовано прямое авиасообщение между Крымом и городами, которые расположены в восточной части страны — Красноярском, Иркутском, с тем же Сахалином», — рассуждает Бобылев.
Но на отечественные курорты поехали требовательные туристы, которым довелось пожить в пусть и не в самых шикарных отелях Турции или Египта, но с вменяемым сервисом. Российская инфраструктура пока оставляет желать лучшего. И если под влиянием новых требований качественных изменений не произойдет, внутренний туризм сойдет на нет.
«По-настоящему курорты могут развиваться только в конкурентной борьбе. Нужно бороться за клиента, гостя, туриста. Сейчас этой борьбы нет. Что греха таить, наши курорты не дотягивают до международных стандартов. Ничего не делая, они получили значительную прибавку. Просто стали дешевле, чем зарубежные. Это не хорошая тенденция. Можно, конечно, вспомнить советский период, когда люди ночевали буквально в курятниках, а потом еще были благодарны», — говорит вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Илья Уманский
Чтобы изменить ситуацию, государство должно повышать инвестиционную привлекательность отрасли. Сейчас же бизнес по-прежнему предпочитает вкладывать деньги в открытие торговых центров, а не строительство гостиниц. В той же самой Турции была целая программа по «освоению» прибрежных территорий, на которых действовали налоговые льготы.
Сергей Ромашкин в свою очередь отмечает, что падение рубля может вскоре увести туристов с отечественных курортов. «Если в семье нет уверенности в том, что завтра можно будет купить еду, то она никуда не поедет. В периоды кризиса, экономической нестабильности режется туризм и сфера развлечений. В кризис нельзя отказаться от еды, а вот от 3D-кинотеатра или поездки в Анапу можно. Ситуация неоднозначная», — рассказал Ромашкин.
То, что россияне предпочитают пляжный отдых, неудивительно. В стране существует стереотип, что нужно минимум раз в год поехать с семьей на море. В этом плане регионам, которые развивают культурно-исторический, экскурсионный, событийный туризм пока не везет.
Так, например, исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев рассказал, что увеличения количества внутреннего туриста в регионе пока не происходит. При этом фирмы «относительные неудачи» в регионе не склонны списывать на географические, климатические обстоятельства. На Урале, пусть и не в таком количестве, как на Черноморском побережье, но тоже есть санатории и базы отдыха. Объектами историко-культурного наследия регион также богат. Специфика такова, что на Урале надо создавать межрегиональный маршрут, который не мыслим без выстраивания единой вертикали. Но сделать этого пока не получается.
Так, например, в Свердловской области туризм курирует Министерство инвестиций, в Челябинской — Министерство культуры, в Пермском крае — Министерство спорта и туризма, а в Курганской области — вообще Министерство здравоохранения. Туристические платформы разные, прямого подчинения Ростуризму нет, отличается и финансирование. Есть проблемы с банальным обменом информацией между регионами. Создать конкурентный межрегиональный туристический продукт в таких условиях сложно. Между тем Урал готов предложить несколько направлений, которые могут заинтересовать отечественного путешественника. Это «оружейный» туризм с посещением нижнетагильского полигона «Старатель» и мастерских Златоуста, «индустриальный туризм» с экскурсиями в целый ряд городов Челябинской области, а также «исторический» туризм, который, прежде всего, связан с Тобольском и Алапаевском, рассказывающими о судьбе рода Романовых.
Мальцев отмечает, что иностранец ради посещения одного только Екатеринбурга также не прилетит на Урал. Интересные туробъекты разбросаны по всему региону. Европеец или американец, прежде всего, едет в Петербург, Москву и Казань. Если он окажется в Екатеринбурге, то его надо отправить на экскурсии и в Челябинскую область, и в Пермский край. Сделать это без единого межрегионального турпроекта невозможно.
Разумеется, проблема еще и в том, что условия для туристов в регионах тоже созданы не самые комфортные. В частности, не хватает бюджетных гостиниц. Так, зачастую в городах России молодежных хостелов нет вовсе или условия в них настолько плохие, что останавливаться там не захочется. А в больших отелях соотношение цены и качества тоже оставляет желать лучшего — опять-таки туристы всегда сравнивают свой опыт путешествий по России с зарубежным. Ну и конечно, цены на авиабилеты по России значительно дороже, чем на перелеты из Москвы или Петербурга в Европу. Вот и получается, что поехать на несколько дней «путешествовать» в другой город не менее дорого, чем отправиться за границу. Многие искушенные туристы задаются вопросом о том, стоит ли тратить деньги на некомфортный отдых. И ответ приходит сам собой.
Александр Калинин
Источник: rosbalt.ru