Вот и в России, вслед за замайданной Украиной и ИГИЛ, погромщики статуй во весь голос заявили о себе. Как сообщают информагентства, со знаменитого шестиэтажного здания в Питере, на Петроградской стороне, которое входило едва ли не во все путеводители — «дома с Мефистофелем» (доходного дома по проекту архитектора Александра Лишневского на Лахтинской улице) — сбита скульптура демона.
26 августа, около 15 часов, прохожие увидели следующую сценку — с крыши над тимпаном фронтона свесился мужчина с кувалдой, которой он начал колотить по знаменитой скульптуре Мефистофеля, украшавшей фронтон с момента постройки дома — 1910 года. Спустя недолгое время скульптура откололась и с грохотом упала на землю, разбившись на куски. Осколки вандалы увезли с собой, так что теперь произведение искусства следует считать утраченным. По мнению некоторых искусствоведов, скульптура изображает Фёдора Ивановича Шаляпина в прославившей его тогда роли Мефистофеля.
Отечественных ультраправых типа г-на Энтео, одобрившего недавний взрыв ИГИЛовцами храма Бэла в Пальмире (он, напомню, написал: «Языческий храм Баал-Шамин в Пальмире — это ужасное богохульство. Правильно, что его взорвали») — можно поздравить. Они громко — в прямом и переносном смысле — заявили о себе.
Ещё вспоминается отрывок из «Трудно быть богом» Стругацких:
«»Именем его», — пробормотал Румата и пошел дальше мимо другого всадника, который старался достать копьем искусно вырезанную деревянную фигурку весёлого чёртика, торчащую под карнизом крыши. За полуоторванной ставней на втором этаже мелькнуло помертвевшее от ужаса толстое лицо — должно быть, одного из тех лавочников, что ещё три дня назад за кружкой пива восторженно орали: «Ура дону Рэбе!» — и с наслаждением слушали грррум, грррум, грррум подкованных сапог по мостовым. Эх, серость, серость… Румата отвернулся.»
Печально тут то, что сами Стругацкие и либеральная советская интеллигенция, чьи взгляды они выражали, как раз с восторгом поддержали в 1991-1993 годах, да и позднее, этих самых лавочников, начисто забыв, что «за серыми всегда приходят чёрные». Вот они и пришли, причём сразу во многих странах и в разных обличьях — где исламских клерикалов, где «православных активистов», где нацистов-бандеровцев etc. А теперь эти самые господа, вроде господина Венедиктова на «Эхе Москвы», являют нам своё «помертвевшее от ужаса толстое лицо» негодование по поводу уничтожения питерского Мефистофеля. «Эх, серость, серость…»
А где вы были последние 20 лет, когда в России втихомолку уничтожались многие советские барельефы и скульптуры? Где вы были, когда они с прошлого года — уже громко и публично — уничтожались на Украине? Вы протестовали? Нет. Вы либо молчали, либо прямо аплодировали. Так по какому праву теперь открываете рот? Вам не приходит в голову, что памятник революционеру кому-то может быть так же дорог, — и с культурной, и с исторической точки зрения — как вам — памятник Мефистофелю?..
Конечно, могут сказать, что всё это, мол, пустяки, ведь у нас это пока «частная инициатива», а государство тут как бы ни при чём. Так, да не совсем. «Православному активисту» Энтео, устроившему аналогичный погром на художественной выставке в Манеже, никто и не думает впаивать за это «двушечку», как пуссям за их «панк-молебен». Более того, российское буржуйское государство в федеральном масштабе как раз сейчас снимает с музеев всякую полицейскую охрану, передавая все культурные ценности страны в «надёжные» руки дедушек и бабушек с повязками сторожей и безо всяких прав (кроме разве что права позвонить в полицию в случае грабежа или погрома). Это при том, что даже и доблестные государственные стражи порядка не почесались, чтобы задержать погромщика Энтео со товарищи в Манеже. А на Лахтинской улице полицейский, говорят, присутствовал, когда вандалы преспокойно погрузили обломки разбившейся скульптуры в «Газель» и уехали на ней. Страж порядка, как рассказывают, кротко, аки голубь, стоял рядом, никак им не препятствуя. Видимо, даже номер не стал записывать из деликатности.
Ну, а теперь и чесаться будет некому, даже чисто теоретически. Помните диалог милиционера и археолога (роль Эраста Гарина) в «Джентльменах удачи» после кражи шлема Александра Македонского? «Но у нас же был сторож!» Вот таким сторожам теперь передают в руки всё культурное достояние страны. Кроме того, конечно, которое ранее по закону о реституции передали церковникам.
Уж проще было бы вывесить на дверях всех культурных учреждений вывеску: «Добро пожаловать, господа погромщики (и воры)!».
По крайней мере, это было бы честнее.
Майсурян Александр
Источник: forum-msk.org