Отток капитала из России за неделю ускорился почти в четыре раза.
Совокупный чистый отток денежных средств из фондов, инвестирующих в акции России, за неделю с 20 по 26 августа составил 433,4 миллиона долларов, сообщили западные аналитики. И напомнили: за неделю 13 по 19 августа вывод средств был на уровне 110,7 миллиона долларов.
Министерство экономического развития постоянно меняет свои прогнозы по оттоку капиталов из страны. Как заявляет сегодня глава ведомства Алексей Улюкаев, по итогам года из нашей страны может «убежать» до 93 миллиардов долларов.
В августе инвесторы-спекулянты активизировали вывод средств из российских активов. Что это за деньги? Каково их значение для экономики России, и почему они уходят? Есть еще один вопрос. Как россиянам относиться к новостям о бегстве капиталов из страны? Стоит ли волноваться из-за них?
Безусловно, стоит. И тому есть две причины. Во-первых, значительная часть оставляющих Россию капиталов была инвестирована в реальную экономику. Это прибыль и даже оборотные средства компаний, переставших видеть перспективы в столь же розовом свете, что министры нашего «экономического блока». Бизнесмены бегут из зоны обращения рубля за рубеж. Они выводятся оффшорными фирмами, и вернутся только ради выгоды.
А выгод от размещения капиталов в России становится все меньше. Потому в августе и побежали даже спекулянты, которых правительству ранее удалось привлечь в рублевые облигации.
Они помогли в начале года укрепить российскую валюту, когда стали сбрасывать доллары и евро, а затем покупать на рубли долговые бумаги российских частных компаний и государства. Доходность по ним была высокая. Цены на нефть росли, хотя и неуверенно, но зато на фоне прогнозов о скором достижении 70 долларов за баррель. Уровня этого «черное золото» не достигло, и выше тоже не пошло. Зато чиновники смогли похвастать возвращением в страну стабильности, а заодно объявить: рубль стал самой надежной валютой в мире.
Все мы немного вздохнули из-за снижения цен на импортные товары. В начале года они были на максимуме, летом опустились. Однако кризис внутри страны не остановился. Сколько бы заместитель председателя правительства Игорь Шувалов ни призывал население покупать жилье, денег у этого самого населения нет. Между тем, эта капиталоемкая и прежде динамичная отрасль замирает. Продажи идут очень плохо, а рублевые цены «квадратов» снижаются медленнее, чем опускается спрос. По цепочкам, тянущимся от тысяч строительных площадок, падают объемы заказов на материалы, оборудование и технику.
Падают объемы продаж и заказов — для бизнеса теряется смысл инвестировать в эти отрасли новые деньги, возникает желание увести уже вложенные. Необязательно их сразу куда-либо вкладывать, но лучше вывести из страны в «безопасное место» и подождать лучших времен. И текут миллиардными реками капиталы из России за рубеж.
Однако это не все. Воспетый Алексеем Кудриным плавающий курс рубля привел к развитию высокодоходной «отрасли». Спекулянты получили прекрасную возможность играть против рубля и за рубль, раскачиваясь на валютных «качелях» и получая фантастические прибыли. Они могут при этом уходить из страны и возвращаться, чтобы использовать волну падения или укрепления рубля. Огромен соблазн для капиталов, занятых в реальной экономике, «прокрутить деньги», а поскольку основная сфера деятельности этих капиталов — производства, транспорт, торговля — все менее доходна, если не убыточна, то интерес к ней пропадает.
Давно уже стало выгоднее спекулировать валютой или долговыми бумагами, постепенно выводя «навар» за пределы «этой страны», чем что-либо созидать. И созидание теряет привлекательность все больше, поскольку внутренний спрос сокращается, что формально именуется словом «кризис».
Однако не везде можно выгодно спекулировать. Масса инвесторов, скупавших ранее квартиры подъездами, оказалась в числе проигравших. Недвижимость обесценивается и будет обесцениваться, потому только очень наивный игрок может рассчитывать на то, что много заработает, если купит ради перепродажи партию квартир или домов.
Зато бизнес отлично уяснил ситуацию в реальной экономике и тенденции в ней осознает. Его не обманывают официальные прогнозы скорого начала экономического бума.
Потому вывод капиталов остается в 2015 году очень большим, а ситуация в экономике в результате напоминает обезвоживание организма. Причем «жидкость» уходит в спекуляции и за пределы страны, что является симптомом тяжелого заболевания в экономике, а также фактором его обострения. И единственный способ остановить отток — отнюдь не запрет на вывод средств из страны.
В XVI-XVII веках богатая Испания запрещала бизнесу выводить деньги за ее пределы. В результате возникла целая отрасль по переправке денег на границе с Францией. Местные селяне за 10 процентов от суммы переправляли мешки с золотом и серебром на территорию соседнего государства, где уже не было испанской таможни. Это был, естественно, не единственный способ вывести деньги. Ну а в наш век обойти подобный запрет будет еще проще, если, конечно, он появится. Ныне запретов нет, и отток капиталов идет спокойно.
Единственное, что может остановить отток капиталов — рост экономики. Его нет, и в скором времени не предвидится, поскольку не заметно планов по активизации национального хозяйства. Потому не только держатели акций и облигаций, ориентирующиеся на конкретный доход, но и все иные предприниматели крупного и среднего полета ощущают нужду в выводе капиталов из экономики. А некоторые стремятся немедленно вывезти их из страны, и это еще более тревожно.
Так что прогноз А. Улюкаева может оказаться излишне оптимистическим, деньги «убегают» из России со спринтерской скоростью.
Василий Колташов
Источник: stoletie.ru