Сегодня: г.

Наказание за уклонение от уплаты налогов предлагают ужесточить

Бюджетная система РФ недополучает миллиарды рублей из-за неплательщиков.

Наказание за уклонение от уплаты налогов и сборов с физических и юридических лиц предлагают ужесточить, увеличив срок лишения свободы до 5 лет. Соответствующий законопроект с поправками в Уголовный кодекс РФ разработало Законодательное собрание Вологодской области (документ есть в распоряжении «Известий»). Депутаты отмечают, что «из-за широкого распространения фактов неуплаты налогов и сборов бюджеты разных уровней ежегодно недополучают большие суммы денежных средств». Кроме того, уклонение от налогов предлагают перевести в преступление средней тяжести — тогда срок давности деяния составит 6 лет, что поможет наказывать большее количество «уклонистов».

Как отмечают региональные депутаты, «большое число правонарушений в сфере налогообложения препятствует оздоровлению национальной экономики, обостряет социально-экономическую и политическую напряженность в стране».

В связи с этим предлагается внести изменения в ст. 198 и ст. 199 УК РФ, ужесточив наказание за уклонение от уплаты налогов с физических лиц и организаций. Поправками предусмотрено увеличение срока лишения свободы с 2 до 5 лет для руководителей организаций и с 3 до 5 лет — для физических лиц при совершении преступления в особо крупном размере.

«Посредством налоговых поступлений формируется колоссальная доля доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Вместе с тем в результате широкого распространения фактов неуплаты налогов и сборов, совершения иных противоправных деяний в сфере налогообложения бюджеты ежегодно недополучают большие суммы денежных средств (существенная часть которых так и не погашается)», — говорится в пояснительной записке.

Кроме того, предлагается изменить категорию преступления, чтобы увеличить срок давности рассмотрения дела. Сейчас уклонение от уплаты налогов отнесено к преступлению небольшой тяжести, поэтому нарушителей, согласно законодательству, можно привлечь к ответственности только в течение 2 лет. По мнению депутатов, этот срок «в некоторых случаях является недостаточным для привлечения лица к ответственности и фактически ведет к безнаказанности».

«В связи с повышенной общественной опасностью преступлений ст. 198, ст. 199, ст. 199.1 УК РФ с целью ужесточения наказания необходимо перевести их в иную категорию тяжести преступлений, как минимум в преступления средней тяжести, увеличив возможность наказания за данные преступления до 5 лет лишения свободы», — говорится в пояснительной записке.

По данным Федеральной налоговой службы (ФНС), в последние годы налоговые отчисления в бюджет увеличиваются. Так, с января по май 2015 года было собрано более 1,3 трлн рублей налога на прибыль, что на 28% больше по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Кроме того, налогов на добавленную стоимость поступило более 1 трлн рублей, что на 13% больше. При этом по состоянию на 1 августа 2015 года, по данным ФНС, общая задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему Российской Федерации составила около 874 млрд рублей.

Первый заместитель председателя комитета ГД по бюджету и налогам Александр Тарнавский отметил, что законопроект, скорее всего, вызовет неоднозначную реакцию в комитете.

— При кажущейся простоте и ясности этого документа этот вопрос непростой, и в комитете он будет серьезно обсуждаться. С одной стороны, налоги надо всегда платить и хочется приучать население это делать. Но мы живем в кризис, и часто налоги не платят не потому, что не хотят, а потому что просто денег нет. Например, у нас увеличился земельный налог, имущественный налог, — говорит он. — Надо налоговой службе более плотно заниматься крупными налогоплательщиками, точечно работать с нефтегазовым комплексом, корпорациями, подрядчиками по госконтрактам, а не массово применять наказание к малому и среднему бизнесу.

Член экспертного совета при бизнес-омбудсмене РФ, адвокат в сфере налоговых и экономических преступлений московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Владимир Китсинг полагает, что ужесточать наказание целесообразнее за уклонение от налогов с организаций в особо крупном размере, то есть когда сумма превышает 10 млн рублей за 3 года.

— Правоохранителям целесообразнее сконцентрироваться на второй части ст. 199 («Уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере»), поскольку для бюджета это более выгодно — конечно, интереснее прекратить дело за 100 млн рублей, чем тратить те же ресурсы за 2 млн рублей. Поэтому первой частью этой статьи особо никто и не занимается, — говорит эксперт.

По словам Китсинга, в 80% случаев уклонения от налогов дело до суда не доходит.

— Предприниматели прибегают к примечанию ст. 199, то есть они погашают недоимки, пени и штрафы, и на этом основании уголовное преследование прекращается. Это выгодно как предпринимателям, так и государству, бюджет которого пополняется, — говорит он. — Сейчас так или иначе стараются сэкономить все, иногда даже неумышленно нарушая закон. В основном скрывают НДС и налог на прибыль. Контролирующим органом является ФНС, которая проводит камеральные и выездные налоговые проверки в среднем раз в 3 года.

Источник: izvestia.ru

 
Статья прочитана 119 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Последние Твитты

Loading

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Написать администратору