Банк России резко увеличил вливания рублей в банковскую систему, компенсируя отток вкладов физических лиц, который продолжался два месяца подряд.
По итогам сентября ЦБ предоставил банкам 363 млрд рублей в виде кредитов по фиксированной ставке и под залог нерыночных активов.
Общая задолженность банковского сектора перед регулятором за месяц выросла на 13% и достигла 3,128 трлн рублей, следует из статистики центробанка.
Кредитные вливания за счет «печатного станка» в полном объеме ушли на покрытие оттока розничных клиентов, которые за август-сентябрь забрали 266 млрд рублей с рублевых депозитов и 1,7 млрд долларов (112 млрд рублей по текущему курсу) — с валютных.
Главной жертвой «валютного кровопускания» стал Сбербанк, потерявший, по собственным данным, 1 млрд долларов в августе и 0,9 млрд в сентябре. 0,8 млрд долларов физлица забрали из Промсвязьбанка и 0,2 млрд — из ВТБ (данные Fitch).
Одновременно к поддержке банков подключился Минфин. За сентябрь он предоставил 135 млрд рублей в виде депозитов на срок от 12 дней до полугода, увеличив общую сумму вливаний из бюджета до 1,085 трлн рублей.
Статистика ЦБ показывает, что «мы переживаем мини-кризис в банковском секторе», говорит директор аналитического департамента «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов. «В последнее десятилетие у нас было два эпизода масштабного оттока банковских вкладов — в 2008 и 2014 гг. Оба происходили на фоне девальвации рубля и роста опасений относительно устойчивости банковского сектора. Сейчас третий такой эпизод, начавшийся в августе, после того, как в Конгресс США был внесён законопроект, предусматривающий санкции на российские госбанки», — отмечает он.
Если отток валютных депозитов можно объяснить растущим интересом состоятельных россиян к евробондам, доходность которых выше, чем у вкладов, то вывод рублевых сбережений — «это однозначный индикатор падения доверия к банковскому сектору, что всегда происходит в период кризисов», говорит Тремасов.
Меняется модель поведения потребителей: население ощутило дыхание кризиса, что неизбежно будет иметь макроэкономические последствия. Для экономики — это падение потребительского спроса, а для банков — повышение депозитных ставок, которое продолжится до тех пор, пока в систему не возобновится приток клиентских денег, резюмирует эксперт.