Одним из основополагающих элементов новой национальной идеологии президента Владимира Путина является то, что Россия должна занять такое же видное место в мире, которое когда-то занимал Советский Союз. Правда, в этом стремлении Россия постоянно сталкивается с трудностями в тех областях, в которых Советский Союз добивался превосходных результатов — например, в запусках космических кораблей и в хоккее на льду. И эти осечки и неудачи могут стать еще большей угрозой для путинского режима, чем снижающийся уровень жизни.
В субботу российская ракета «Протон-М» с мексиканским спутником на борту упала менее чем через десять минут после взлета. Это стало последним из семи (как минимум) неудачных запусков с 2010 года и второй для России крупной нештатной ситуацией в космосе. В начале этого месяца грузовой корабль «Прогресс» не смог состыковаться с Международной космической станцией — судя по всему, из-за неполадок с ракетой «Союз». Было и множество удачных запусков, но проблемы с запуском «Протонов» стали возникать настолько часто, что выпускающий эти ракеты государственный космический научно-производственный Центр имени Хруничева вынужден все чаще выплачивать страховые суммы. Он также сталкивается с трудностями по поиску зарубежных клиентов.
Вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий оборонную промышленность, указал на сходство между российской и советской программами. «То, что произошло вчера с „Протоном“, уже губило эти же ракеты в 1988 и 2014 году, — написал он в своем блоге. — Значит, советские и российские специалисты с выводами поторопились и причины аномального поведения (воронежского) двигателя так и не установили».
Если он прав, то проблемы, преследующие «Протон» в последние годы, были известны еще со времени перед распадом Советского Союза, но так и не были устранены. Теперь они имеют еще более разрушительный характер, поскольку нынешняя система в целом более подвержена повреждениям. Андрей Синицын написал в ежедневной деловой газете «Ведомости»: «В СССР такие критически важные отрасли двойного назначения, как космическая, работали под страхом репрессий и с использованием неограниченного ресурса. Сейчас и страх неэффективен, и ресурс ограничен (объективно и субъективно — благодаря коррупции)».
К тому же есть неудачи и в спорте. В воскресенье российская национальная хоккейная команда в финальном матче чемпионата мира в Праге проиграла Канаде со счетом 6:1. Это только усугубило поражение российской сборной на зимней олимпиаде в Сочи — спортивном празднике, во время которого Путин хотел продемонстрировать величие своей страны на постсоветском этапе. Канада, которую в 1960-е, 1970-е и 1980-е годы непобедимая советская сборная часто переигрывала, на сочинской олимпиаде, как и сейчас, праздновала победу.
Канадская сборная, приехавшая на чемпионат в Прагу, была не в лучшей своей форме, поскольку некоторые из звездных игроков были вынуждены остаться дома для участия в матчах команд Национальной хоккейной лиги, вышедших в плей-офф. В российской сборной было больше ведущих игроков, но во втором периоде они показали себя не самым лучшим образом. А затем российская команда сделала то, чего советская сборная никогда бы себе не позволила — россияне ушли с ледового поля, не дождавшись, когда доиграет государственный гимн Канады, звучавший в честь победителей. На поле остались лишь несколько игроков во главе со звездой НХЛ Овечкиным, который пытался остановить своих коллег по команде, но почти безуспешно.
И это произошло всего лишь через несколько дней после того, как Путин сам добился хоккейного триумфа, широко освещавшегося в СМИ. 16 мая он забил 8 шайб во время показательного матча любительской Ночной хоккейной лиги. В матче приняли участие советские хоккейные звезды Сергей Макаров и Вячеслав Фетисов, а также некоторые сторонники Путина — ведущие политики и бизнесмены. Путин впервые вышел на лед лишь в 2011 году, но мало кто из ветеранов-профессионалов, не говоря уже о губернаторах или миллиардерах, стремился перехватывать у него шайбу или пытался помешать провести пас. Я не уверен, что он добился бы подобного успеха, если бы его противники были из другой страны.
Поражение в Праге стало ушатом холодной воды для российских патриотов из числа верных путинцев — это не тот хоккей, в который играла советская сборная в свои лучшие времена. «Нам в первую очередь нужно стать нормальной державой, — сказал после матча пресс-атташе российской сборной Игорь Ларин. — Как только мы станем нормальной державой, мы будем играть, как канадцы». И сразу же председатель комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков написал в Twitter: «О чем это он? Забыл, что мы не раз побеждали канадцев?». Справедливости ради надо сказать, что российская сборная действительно дошла до финала, чтобы сыграть с Канадой.
То, что современная Россия не является Советским Союзом — это для путинского режима одновременно и на пользу, и во вред. Ему повезло, поскольку Россия, несмотря на склонность Путина к диктаторству и старания укрепить госсектор, является страной с капиталистической экономикой свободного предпринимательства. Благодаря этому Россия более устойчива в условиях кризиса, что ставит в тупик тех аналитиков, которые не могут понять, что, по крайней мере, в экономике возрождение советских времен России не грозит. Экономические показатели страны в первом квартале этого года превзошли все ожидания.
Отрицательные же последствия состоят в том, что, несмотря на использование пропаганды с целью обнадежить россиян-реваншистов, Путин не способен выполнить обещанное. Он не в состоянии создать те символы успеха, те образцовые достижения, которые в советские времена должны были продемонстрировать миру могущество страны. Например, космическую промышленность, обеспечившую запуск первого спутника и первого человека в космос, или же советскую непобедимую хоккейную машину.
По данным последнего соцопроса, проведенного «Левада-центром», 19% россиян убеждены, что страна должна вернуться на путь советского развития, а 55% респондентов считают, что России следует выбрать своей путь развития, отличный от западного. Учитывая почти всеобщую поддержку действий Путина на Украине и гордость за советское прошлое страны (30% россиян относятся к Сталину «с уважением» и только 5% воспринимают его «со страхом и отвращением»), не исключено, что этот особый путь попросту окажется обновленным и идеализированным вариантом советской политики.
Подозреваю, что неспособность возродить былую советскую славу вредит Путину гораздо сильнее, чем рост инфляции и снижение зарплат: за 70 лет советской коммунистической власти русские терпели намного более серьезные трудности ради того, чтобы жить в гордой сверхдержаве. Для того чтобы ностальгическая политика Путина одержала победу, ему необходимо добиваться гораздо больших успехов мирового масштаба. Но это возможно при условии возрождения советской системы репрессий или создания таких условий для бизнеса, в которых частный сектор смог бы вернуть стране былую славу. Судя по всему, он не способен ни на то, ни на другое — что и делает его уязвимым.
Леонид Бершидский
Источник: inosmi.ru