Вместо исторической драмы получилась малобюджетная пседоисторическая халтура, с попыткой в очередной раз сделать «Великолепный век» за бесплатно
На «России 1» началась громко анонсированная трансляция сериала «Годунов». По мнению телевизионщиков это «Главная премьера года», сериал, который расскажет всю правду про то, как любовь спасла Россию в смутные времена. По делу получилась малобюджетная фигня, прототипом для которой послужил «Великолепный век», снятый за небольшие деньги, практически без массовки и почти без соответствия историческим реалиям, — оценил премьеру Валерий Грачиков:
Что мы имеем? Мы имеем сериал, в котором все деньги были потрачены в лучшем случае на гонорары актерскому составу. При этом центральная роль – у Безрукова, который играет Безрукова в роли Годунова. Виктор Сухоруков поиздевался над Малютой Скуратовым. Григорий Лукьянович на небесах, наверное, очень рад, что все это издевательство продолжалось всего одну серию, потому что потом Малюта погиб, как и в реальности. Разумеется, погиб он за кадром, потому что, иначе бы пришлось снимать сражение, а на это денег и каскадеров в сериал не завозили.
Единственная отрада из актеров – неожиданно хорошо смотрится Сергей Маковецкий, играющий Ивана Грозного. Царь получился. Во всяком случае, по сравнению со всеми остальными картонными фигурами. Вся остальная игра актеров – полная муть, смотреть этот ужас, можно только из-за царя. Разумеется, с учетом того, что Маковецкому приходится нести весь тот маразм, который заложили сценаристы. И само собой не стоит вспоминать самого лучшего Ивана Грозного, которого сыграл Яковлев в «Иван Васильевич меняет профессию». Вот там был царь. Да, в комедии, которая к истории не имеет не малейшего отношения — царь сыгран лучше.
Костюмы. Как обычно, с хоть каким-то подобием исторической реальности в части костюмов и общего антуража не напрягались. Нанять клуб реконструкторов, который сделает все правильно и аутентично? Нет, не пробовали, режиссер видит все по-своему. Ну и потом, фигли париться, когда есть реквизит от «Софии» и прочей «Золотой Орды». Его же вполне можно использовать. А заодно взять одежду от каких-нибудь там постановок про Петра I, свалить все в кучу и сказать, что это стопудово XVI век. Одежда ведь не современная – значит это XVI век. Впрочем, косяками с нарядами грешат все сериалы, но российские псевдоисторические в особенности.
Теперь по поводу историчности всего кошмара. Может, там про историю рассказывают, раз уж с игрой актеров и костюмами не сложилось? Нет, не рассказывают. Нет, общая канва событий, конечно, соблюдается, с учетом всех баек и россказней. Но дальше полный мрак.
Все начинается с того, что молодой Бориска Годунов нанимается в опричники к Малюте Скуратову. И там, среди опричной армии, в которой служат аж целых 4 человека, в качестве рядового служит Василий Шуйский. Василий Шуйский, Карл, в качестве рядового опричника! Да еще потом его Малюта Скуратов и прогоняет, доверие, мол, не оправдал! И это, простите, ахинея. Потому что в реальности такого даже близко быть не могло. Потому что при всей близости Малюты к Ивану Грозному, Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский (полное имя Малюты) даже близко в подметки по родовитости и знатности не годился Шуйскому и подобный номер не мог быть проделан по определению.
И не был Малюта, как в этом псевдоисторическим сериале вторым человеком в государстве. И даже третьим не был. И вообще был просто сыщиком при Иване. Да, начальником политического сыска. Да, был одним из первых в опричнине. Да, если бы Иван Грозный приказал, согнул бы настоящего Василия Шуйского в бараний рог. Если бы. Но пока царь не приказал, место Малюты было, скажем так, сильно ниже Шуйских.
В первой серии нашлось место даже для военных баталий. Ну как военных. Все опричное войско из четырех человек по приказу Малюты должно перебить пленных в подвале. Но что-то идет не так и пленные чуть не перебивают опричников. Только чудо спасает Малюту и Годунова, причем Бориска еще и жизнь Малюте спасает. То есть, по мнению, сценаристов, Малюта настолько туп и глуп, что не может грамотно организовать даже расправу. Мрак и глупость.
А, кстати, не обошлось без знаменитой хохмы, что опричники привязывали к седлам метлы. Тут ее тоже привязали к седлу стоящего коня. Видно даже в сериале ездить с привязанной метлой дураков не нашлось, а стоило бы попробовать, прежде чем копировать побасенки, которые опричники из немецких наемников включали в свои воспоминания, чтобы повеселить толпу. Кстати, вообще, если уж соблюдать историчность, там еще песьи головы должны были быть. Чего ж не привязали то? Зоозащитников побоялись?
Массовки нет. В качестве почетного караула в одном из моментов стоят аж полтора десятка стрельцов, одетые в непонятно что. Потому что раз стрельцы, значит нужно красные кафтаны. И вообще массовка обычно человек 20-30 – на большее денег не хватило.
Иван Грозный принимает решения. Например, назначает Годунова стольником или решает, дать Англии монополию (монополию, Карл, Англии, в XVI веке!!! Тогда слов таких даже близко не слышали и уж тем более ни о чем таком не говорили) за поставки оружия. Ленд-лиз, блин, XVI века. Боярская дума? Нет, не слышали, для нее же массовку надо собирать и костюмы опять же шить. Это же человек 20 надо к съемкам привлекать, разорение какое! Блин, реквизит от кино «Иван Васильевич меняет профессию» нашли бы по сундукам. И то бы получилось.
А еще в фильме важную роль играют красивые резные шахматы, в которые по замыслу сценариста очень любит играть Иван Грозный. Вот только играть он в них, как оказывается, не умеет, потому что в один прекрасный момент, Годунов ставит ему мат в один ход. И Грозный, который вроде как хороший шахматист, не видит, как его обыграет противник. Интересно, сценарист вообще в шахматы хоть один раз играл? Ну и прочие моменты, вроде того, что Иван Грозный расправился со своим сыном. Ну без этого никуда – драмы не будет. Федор Иванович встречает Ирину Годунову в церкви и влюбляется в нее с первого взгляда, а потом женится. Наследник. Трона.
Вообще, вот это, собственно, в сериале и главное – все влюбляются с первого взгляда, любовь-морковь, пропавшая возлюбленная. А вся история тут идет на фоне шур-мур. В общем – «Годунов» — малобюджетная пседоисторическая халтура, с попыткой в очередной раз сделать «Великолепный век» за бесплатно, чтобы всем нужным и заинтересованным лицам хватило на хлеб с маслом.
Смотреть этот кошмар или нет – решать вам. Но вообще, это очередной мрачный мрак. Ничуть не лучше «Софии». Только Маковецкий в роли Грозного и спасает эту поделку.