Сегодня: г.

Ешь, что дают!

Ешь, что дают!

С обнищанием россиян и ослаблением конкуренции еда все чаще становится «пищей», тем, чем можно восполнить калории, если совсем не думать о своем здоровье.

Российское общество уже много лет обеспокоено качеством продуктов питания, которые лежат на прилавках магазинов и рынков. Все соглашаются, что их качество оставляет желать лучшего, но заметных перемен не происходит. Недавно Росконтроль провел исследованиеполуфабриката «котлета куриная» шести различных марок и обнаружил там несвежее мясо, крахмал, антибиотики, кишечную палочку и плесень.

Между тем, с 1 января 2020 года должен вступить в силу закон «Об органической продукции», согласно которому импортные органические продукты должны иметь соответствующие российские сертификаты. Ритейлеры уже предупредили, что закон приведет к тому, что с полок магазинов могут исчезнуть последние остатки качественных импортных продуктов, в том числе и детское питание.

Эксперты-общественники регулярно проводят мониторинг и отечественного рынка и вынуждены констатировать, что кардинальных улучшений качества продуктов в стране не происходит. Если же в каком-то сегменте ситуация становится лучше, то в другом — «компенсируется» ухудшением.

«Три-четыре года назад, если бы мы зашли в дискаунтер и там лежали пять видов сливочного масла, то проведя анализы, мы обнаружили бы, что четыре из них сфальсифицированы. Сейчас таковыми будут один-два вида. Но если со сливочным маслом есть какой-то прогресс, то с сыром дела обстоят хуже. Если сдать на экспертизу сыр из любого магазина, стоящий не более 300 рублей за кг, то в 99% случаев это будет фальсификат. В целом, наибольшим фальсификациям подвергается именно молочная продукция», — рассказал участник воронежского движения в защиту прав потребителей «Качество нашей жизни» Александр Батищев.

Он полагает, что проверки надзорных структур вынудили уйти компании, которые были наиболее злостными фальсификаторами в сетевых магазинах, но сомнительная продукция лишь перекочевала в другие отрасли торговли. «Больше всего фальсификата — в малых ларьках, палатках, на несанкционированных рынках. Там зачастую на продукцию нет никаких документов, накладных, сертификатов соответствия. Когда же общественники просят показать документы, то их могут и послать подальше», — объяснил Александр Батищев.

Координатор федерального проекта «Народный контроль» во Владимирской области Дмитрий Семенов перемен к лучшему тоже не увидел. «В плане „молочки“ ни улучшения, ни ухудшения не происходит. Хотя, конечно, три года назад со сливочным маслом был просто „завал“. Сейчас в этой категории фальсифицированная продукция попадается уже не так часто. Но что касается, например, колбасы, я ее лично стараюсь не покупать. На продукции перестали писать ГОСТ, все делается по ТУ. Колбаса в цене не растет, но при этом состав ее меняется далеко не в лучшую сторону», — рассказал эксперт.

Он согласен, что наихудшая ситуация складывается с продуктами на рынке. «На рынках очень часто обманывают и там спокойно продают под видом сметаны совсем не сметану, а что-то другое. Общественники мониторят крупные магазины, в первую очередь, крупных федеральных сетей. А на рынке в большинстве случаев нет никакой сопроводительной документации. Можно просто заходить на рынок, брать стопку бумаги и писать заявления в Роспотребнадзор. Но на рынках торгуют, как правило, ИП, а наши контрольно-надзорные органы очень не любят ИПэшек проверять. Первые пять лет их стараются не беспокоить, малый бизнес опекать и оберегать. Вот, пользуясь этим, многие нечистые на руку дельцы обманывают нас с вами, потребителей», — констатировал Дмитрий Семенов.

В то же время, обратил внимание Семенов, развивается сфера торговли, где потребитель, наученный горьким опытом, покупает продукты непосредственно из рук сельхозпроизводителя. Горожане передают друг другу, у кого можно купить хороший продукт. «Сейчас появляются группы в соцсетях, чаты в мессенджерах, где горожане обмениваются информацией о продукции фермерских хозяйств. И вот, благодаря таким связям, покупатель может приобрести ту же качественную молочную продукцию практически с доставкой на дом. Да и сами фермеры начали создавать лавочки, где продают свои товары. Я, например, яйца уже стараюсь покупать только деревенские, у знакомых фермеров», — подчеркнул эксперт.

Семенов считает, что дополнительные препоны на пути импортных продуктов только лишают россиян качественной еды. «Я разговаривал с одним из наших производителей продуктов питания, который старается выпускать качественную продукцию. Мы с ним сошлись во мнении, что если предположить возможность отмены обоюдных санкций России и ЕС и на наш рынок хлынут продукты европейского качества, то подавляющее число российских предприятий, которые производят продукты питания, просто закроется в течение пары лет. Потому что они не умеют производить качественные продукты. Они просто не заточены под это. Наши предприниматели — это связано и с кредитной системой, и другими причинами — хотят отбить свои затраты не более чем за три, максимум пять лет.  В то же время крупные европейские предприятия готовы ждать 10-15 лет, для них это нормальная рентабельность. Кроме того, в Европе и общественный контроль по-другому работает. Сами отрасли там объединены в некоммерческие структуры, которые следят за рынком. Ну, и штрафы там совсем иные за производство либо реализацию некачественной продукции», — перечислил эксперт.

Однако, уверен Дмитрий Семенов, именно вопрос сертификации импортной органической продукции вряд ли окажет заметное воздействие на российский рынок. «Это продукция не для наших людей, не для наших бабушек. Думаю, небольшой процент покупателей заморачивается темой „органики“ и продуктов питания высокой ценовой категории», — указал он.

Координатор федерального проекта «За чистые продукты!» Александр Бражко считает, что бедные в России питаются все хуже, а богатые — все лучше. «В нижнем ценовом сегменте в федеральных розничных сетях качество продаваемых продуктов значительно падает. В среднем сегменте ситуация — без изменений. Соответственно, в премиальном сегменте — теоретически может улучшаться», — предположил общественник.

По мнению Бражко, ритейлеры заботятся о привлечении покупателя с достатком, а в эконом-сегмент вываливают «что есть». «В верхнем ценовом сегменте работает конкуренция, там реализуют продукцию легальные производители, и они не допускают появления недобросовестных участников. У них есть возможности давления, они пишут жалобы в ФАС, вытесняют конкурентов экономическими методами. Если же говорить про нижний ценовой сегмент, то в отсутствии действенного контроля со стороны Роспотребнадзора, Россельхознадзора, ситуация становится все хуже и хуже. Если три-четыре года назад минимальная стоимость сливочного масла составляла 300 рублей за кг, то сейчас сетевики могут продавать и по 200, и по 150 рублей. Ну, мы понимаем, что если отгрузка сливочного масла от легального производителя, у оптового звена, начинается от 420-450 рублей за кг, то вот то, что продают в магазинах, — это не сливочное масло, а жировые массы, которые продаются под видом масла», — указал общественник.

Он уточнил, что качественную еду можно чаще приобрести в тех легальных сетях, которые реализуют настоящие фермерские продукты, входят в систему торгово-промышленных палат и контролируются общественными организациями. В отношении же компаний, которые осуществляют оборот фальсифицированных продуктов питания, следует ввести оборотные штрафы — хотя бы 3% от оборота за год. «Если торговая сеть заплатит за пачку фальшивого масла 100 или 200 млн рублей, у нее отпадет желание заниматься безобразием», — уверен Александр Бражко.

Требование получения на импортные органические продукты российских сертификатов является излишним, считает Бражко. Создаются лишь дополнительные препоны к попаданию качественной продукции на российские прилавки. «Российская Федерация состоит в ВТО, поэтому все спекуляции на тему того, что зарубежный „органический“ сертификат должен проходить пересертификацию в РФ, — это действия лиц с пониженной социальной ответственностью. Если есть компания, которая в течение полувека выращивает органические продукты, экспортирует их в пять-десять стран, в том числе в РФ, и продает эти продукты в среднем и премиальном сегменте, то высказывания деятелей, утверждающих, что мы должны еще сами проверять, смотреть и удостоверяться, что это действительно органическая продукция, а не какая-то иная, — это просто шантаж», — заявил общественник.

По его словам, отечественная система выпуска и сертификации органических продуктов находится только в стадии становления. «Органические продукты питания — это и есть те продукты питания, которые должны продаваться в магазинах. Все остальное является имитацией, аналогом или же чем-то дополнительным, что должно продаваться со значительной скидкой — чтобы человек, который это покупает, четко осознавал, что наносит вред своему здоровью или, по крайней мере, пользы не получит, что это просто белки, жиры и углеводы. Но зато — без переплаты. А сейчас получается обратная ситуация: торговые полки заполнены непонятно чем, особенно в сетевых магазинах, где лежит исключительно индустриальная еда», — подчеркнул Александр Бражко.

Качество продуктов питания напрямую связано с доходами населения, считает старший научный сотрудник РАНХиГС, член экспертного совета при правительстве РФ Вадим Новиков. «Объяснение сложившегося уровня качества продукции довольно простое — это низкие доходы населения, бедность, причем доходы каждый год снижаются. Это означает, что потребители все меньше и меньше себе могут позволить, приходится экономить, и, следовательно, экономия приводит к тому, что ты покупаешь не такие продукты, какие купил бы, имея другие возможности», — отметил экономист.

Вадим Новиков указал, что нынешняя система надзора за продуктами совсем «не заточена» на то, чтобы следить за качеством. «Государственный контроль, строго говоря, — это контроль не за качеством, а за безопасностью товаров. То есть это контроль не за тем, насколько вкусным является сыр, не за тем, насколько удобен российский телевизор или какое разрешение у экрана. Контроль касается того, чтобы от сыра не отравились и телевизор не взорвался. То есть госконтроль касается безопасности, но вовсе не качества в широком смысле слова, как его понимают потребители. Госконтроль здесь нам помочь на сегодня не может», — считает эксперт.

Обсуждение качества продуктов уже превратилось в своего рода национальную забаву. Но никаких коренных мер, чтобы переломить ситуацию — усилить контроль или поощрить добросовестных производителей, — не предпринимается. В итоге получается новое прочтение поговорки «а Васька слушает да ест».

Источник

 
Статья прочитана 11 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Последние Твитты

Loading

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Написать администратору