ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.
Подлинно великие страны — вроде Голландии, которую ее жители-бобры буквально выдрали из моря, сделав из безжизненных соленых бухт и болот процветающее государство, или Японии с Южной Кореей, поднявшихся в прямом смысле из послевоенного пепла, или Эмиратов с Израилем, создавших условия для жизни человека из песка и соленой воды, — о величии не задумывались. Оно приходило как факт после упорного, осмысленного и целенаправленного труда, подчиненного одной цели: создать приспособленное для достойной жизни их граждан пространство.
Мы торгуем со всем миром, за счет этого зарабатываем, за счет этого растим свою страну — значит нам нужны удаленные порты, базы и торговые фактории; значит нам нужен сильный торговый флот; значит нам нужен и сильный военный флот, чтобы охранять все это богатство, — случай Голландии и Англии. Не торговали бы, не строили на этом свое развитие — не было бы ни флотов, ни факторий, ни баз, ни колоний, потому что было бы не нужно, а значит это лишняя и бессмысленная трата сил и средств, как в случае Дании или Швеции, выбравших иные стратегии.
В случае России/Советского Союза/снова России другая политика. Поскольку у «настоящих держав» есть сильный флот и заморские базы с колониями, значит и нам они нужны. Неважно, что там это инструмент получения прибылей, а для нас — только лишние расходы, поскольку ни оживленной торговли, ни эксплуатации Ост- или Вест-Индий, Африк и Индокитаев мы не ведем. В итоге царский флот стоит запертый в Балтийском и Черном морях, периодически проводя показательные парады для августейших персон в Маркизовой луже, оттягивая жизненно важные и огромные средства от развития страны. Зато «как у взрослых».
Советская политика хотя бы могла оправдываться целями всемирной экспансии, основанной на идеологии. Другой вопрос — что, опять же, эта экспансия не давала пользу стране-метрополии, а производилась за ее счет, только вытягивая последние силы и жизни из Центральной России.
Но сейчас мы сооружаем очередные огромные и бесполезные артефакты своего имперского карго-культа, опять проникаем с базами в сердце Африканского континента и Латинской Америки, опять подкармливаем диктаторов-вассалов, опять вкладываемся в проекты, возврата от которых не будет никогда.
Папуасы строили самолеты для карго-культов из отходов своей жизнедеятельности. Разница между ними и нами в том, что говна и палок, как и свободного времени, у них было предостаточно. Потратив пару дней на очередной макет аэроплана или аэродрома, они уходили пить пальмовое вино — и построенное не тяготило их и не требовало ежедневных расходов на поддержание и функционирование. В отличие, скажем, от очередной базы на Красном море, чье единственное назначение — не защищать наш торговый поток через Суэц (потому что этого торгового потока там практически не существует), а чтобы в случае чего воткнуть там очередную шпильку в бок гадким врагам, перекрыв к чертям весь транзит. То есть не помогать стране зарабатывать и становиться сильнее, а создать шанс для очередной пакости, которая не поможет ни нам, ни остальным.
Мораль сей басни проста: те, кто достигал истинного «величия», что бы ни значило это слово, никогда за ним не гнались, оно приходило как результат долгой работы на благо своей страны. Те же, кто пытался бездумно скопировать внешнюю атрибутику «взрослых держав», вместо того чтобы повторить их суть, регулярно оказывался в дураках. Хотя могли какое-то время гордо выпячивать губу в иллюзии того, что они ничем не отличаются, а то и превосходят по силе и престижу других монархов или президентов.