Давний партнер НОВАТЭКа южнокорейская верфь Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME) расторгла контракт на строительство трех СПГ-танкеров по заказу «Совкомфлота» для проекта «Арктик СПГ-2». Причиной стала просрочка платежа по контракту со стороны судоходной компании. Подобные танкеры сейчас строит и российский завод «Звезда», но работам угрожают введенные ЕС санкции, хотя управляющая верфью «Роснефть» заявляет, что исполнит контракты.
Южнокорейская верфь DSME расторгла контракт на строительство трех танкеров Arc7 для перевозки СПГ, заказанных «Совкомфлотом» для проекта НОВАТЭКа «Арктик СПГ-2». В раскрытии от 17 мая верфь не называет контрагента, но отмечается, что речь идет о европейском судовладельце. По данным издания TradeWinds, речь идет о танкерах для проекта «Арктик СПГ-2», это подтверждают и источники «Ъ». DSME построила для НОВАТЭКа весь флот для проекта «Ямал СПГ» — 15 танкеров Arc7.
«В связи с тем, что платеж судовладельца за строительство одного танкера СПГ не произведен в установленные сроки, мы уведомили компанию о расторжении контракта для защиты наших прав», — говорится в сообщении DSME.
Несмотря на то что платеж был нарушен только по одному из трех СПГ-танкеров, заказанных «Совкомфлотом», контракт планируется расторгнуть полностью, утверждает один из собеседников «Ъ».
Предполагалось, что верфь сдаст танкеры в феврале, апреле и июле 2023 года. Контракт на их строительство был подписан в октябре 2020 года, его общая стоимость составляла $872 млн за три судна.
«Совкомфлот» не смог рассчитаться по заказу, вероятно, из-за проблем с проведением платежей, которые возникли после того, как компания попала под санкции США, ЕС и Великобритании из-за военных действий на Украине. В самом «Совкомфлоте» «Ъ» сообщили, что не комментируют коммерческие контракты, в НОВАТЭКе «Ъ» традиционно не ответили. Газовая компания не попала под санкции США и ЕС, однако глава компании Леонид Михельсон находится под санкциями Великобритании.
Как проекты и поставки НОВАТЭКа страдают от ограничений
Для вывоза СПГ с «Арктик СПГ-2» НОВАТЭК рассчитывал создать флот из 21 танкера ледового класса Arc7: 15 из них должны построить на верфи «Звезда» (управляется консорциумом «Роснефти», «Роснефтегаза» и Газпромбанка) на Дальнем Востоке, и шесть — на DSME. Судовладельцем трех последних должен был стать «Совкомфлот», еще трех — японская MOL. По данным «Ъ», контракт MOL действует. В MOL не дали комментарии.
НОВАТЭК исходно заказывал шесть танкеров на DSME для вывоза газа с проекта «Обский СПГ». Затем компания решила частично изменить проект и построить на той же ресурсной базе производство аммиака.
При этом собеседники «Ъ» отмечали, что заказанные в Южной Корее танкеры должны стать для НОВАТЭКа страховкой на случай, если верфь «Звезда» не сможет сдать суда вовремя, учитывая, что в России СПГ-танкеры никогда не строились.
В марте ЕС ввел против российского судостроения технологические санкции, запретив поставки практически всей номенклатуры судового оборудования. Кроме того, под санкции США попал ВЭБ.РФ, который является судовладельцем и лизингодателем 15 СПГ-танкеров, строящихся на «Звезде».
«Звезда» собиралась строить танкеры в тесной кооперации с южнокорейской верфью Samsung Heavy Industries (SHI). В совокупности эти обстоятельства могут привести к сдвигу сроков строительства судов на «Звезде», полагают источники «Ъ». Один из них считает, что количество построенных верфью танкеров может быть сокращено минимум вдвое.
В «Роснефти» «Ъ» заявили, что «все контрактные обязательства исполняются ССК „Звезда“ в полном объеме и в срок». Глава «Совкомфлота» Игорь Тонковидов в июне 2021 года сообщал, что строительство флота для «Арктик СПГ-2» на «Звезде» идет по графику, и компания планировала получить головное судно серии 8 марта 2023 года.
Игорь Тонковидов, глава «Совкомфлота», о заказе трех СПГ-танкеров на DSME, 28 октября 2020 года: «Суммарный объем законтрактованной выручки будущих периодов группы СКФ по трем тайм-чартерным контрактам составит около $4,2 млрд».
Михаил Бурмистров из «Infoline-Аналитики» отмечает, что решения об объеме заказываемого флота принимаются с учетом гарантий со стороны НОВАТЭКа по грузовой базе. При этом, учитывая введенные ЕС и США санкции на поставку оборудования и технологий для сжижения газа, реализация проекта «Арктик СПГ-2» будет затруднена, а сроки неизбежно сдвинутся, считает аналитик. По его мнению, корректировка программы строительства газовозов «объективно отражает риски, связанные с изменениями сроков запуска и планов отгрузки СПГ с „Арктик СПГ-2“, поэтому риски невывоза груза отсутствуют».