Минский автомобильный завод останавливает главный конвейер на 10 дней. Рабочих отправят в вынужденные отпуска. Подобные проблемы могут коснуться всей машиностроительной отрасли.
МАЗ попал под мировую тенденцию?
Как пояснили Naviny.by на Минском автозаводе, за последнее время емкость рынка автомобильной техники сильно упала. По этой причине предприятие испытывает трудности со сбытом.
«Дело не только в том, что МАЗ не продает автомобили. КАМАЗ стоит регулярно. Volvo вообще закрыло свое сборочное производство в Калуге. То есть, мы попали под мировую тенденцию, когда какого бы качества не были автомобили, они не будут продаваться, потому что нет спроса на мировом рынке автомобильной техники», — рассказали нам на заводе.
По данным российского аналитического агентства «Автостат», в прошлом году на российском рынке МАЗ реализовал на 22,7% или 2238 грузовых автомобилей меньше, чем в 2013 году.
За два месяца этого года Минский автозавод продал в Россию 794 грузовых автомобиля, что на 38,2% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Сложившаяся ситуация вынудила предприятие проводить более гибкую политику производственного процесса, чтобы не работать на склад.
По неофициальной информации, МАЗ останавливает конвейер по производству грузовиков с 27 марта по 6 апреля. Рабочих отправят в отпуска с сохранением двух третей от зарплаты.
Большая часть опрошенных рабочих Минского автомобильного завода подтвердила Naviny.by остановку главного конвейера.
Кто следующий?
МАЗ — не единственное предприятие в Беларуси, которое испытывает трудности со сбытом продукции и потому переводит рабочих на неполную рабочую неделю либо отправляет в вынужденные отпуска. Официальные статистические данные ярко говорят о текущих проблемах белорусской промышленности.
За два месяца текущего года объем производства промышленной продукции сократился на 5,8% по сравнению с январем-февралем минувшего года.
Запасы готовой продукции за февраль выросли на 2 трлн рублей и по состоянию на 1 марта составили 38,6 трлн рублей или 87,5% к месячному объему производства.
Сумма чистого убытка убыточных организаций промышленности за январь 2015 года составила порядка 35 трлн рублей, что в 26 раза больше, чем в январе минувшего года.
Упали объемы экспорта промышленной продукции. К примеру, за январь 2015 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года экспорт грузовых автомобилей сократился на 3,4%, тракторов — на 18,1%, сельскохозяйственной техники — на 45,3%, седельных тягачей — на 62,9%.
«Предприятия не могут организовать сбыт на прежнем уровне. В связи с этим есть два выхода: дальше производить на склад либо производить такое количество техники, которое сейчас востребовано рынком», — объясняет председатель Белорусской научно-промышленной ассоциации Александр Швец.
Из двух негативных сценариев руководство предприятий, как правило, выбирает второй — сокращение объемов производства. Такой сценарий вынуждает руководство предприятий отправлять рабочих в вынужденные отпуска либо переводить на неполную рабочую неделю.
Согласно официальным данным, за год количество работников промышленности, работавших в режиме вынужденной неполной занятости, выросло в 1,9 раза. Так, в январе 2015 года в режиме неполной занятости работало почти 80 тысяч человек. Из них 98,9% составили работники обрабатывающей промышленности.
«Из-за падения цены на нефть, последующей девальвации российского рубля, изменения ценовой конъюнктуры для машиностроения все очень сильно поменялось в отрицательную сторону, поэтому наиболее пострадавшей стороной будут предприятия этой отрасли. Чтобы сказать, кто следующий, надо посмотреть структуру сбыта на каждом из предприятий», — говорит Александр Швец.
Александр Ярошевич
Источник: finance.tut.by