До этой пресс-конференции, которую провели активисты ОО «Кырым бирлиги» в информагентстве «Россия сегодня», я пытался найти ответ на вопрос: ну чего они так уцепились за свой Курултай и такое огромное значение придают его переформатированию, перевыборам ? Неужели не хватает в сегодняшнем Крыму структур управления для решения всех накопившихся за прошедшие десятилетия проблем? Почему они так бьются за более широкое представительство крымских татар во властных структурах? Неужели представители других этносов – русских, украинцев, белорусов, армян, греков, евреев, и др. – менее озабочены судьбой республики?
На пресс-конференции председатель «Кырым бирлиги» Сейтумер Ниметуллаев подчеркнул, что все вопросы необходимо решать вместе с властью, с правительством, которое сформировано в Крыму. Это никто и не оспаривает. Но вот о Курултае крымско-татарского народа мнения, очевидно, разнятся. Определенную часть этого народа нынешний состав меджлиса – исполнительного органа Курултая – вполне устраивает. Но этот состав не устраивает другую, как утверждают местные активисты крымско-татарского народа, большую часть сообщества.
— Нынешний Курултай создан в правовом поле Украины, и в его уставных документах четко обозначено, что делегатами Курултая могут быть только граждане Украины, — объясняет создавшуюся правовую коллизию Сейтумер Ниметуллаев и делает вполне обоснованный вывод: — Значит, граждане России не могут быть делегатами Курултая. Но мы ведь теперь стали частью России и должны жить по российским законам!
Активисты «Кырым бирлиги» не стали углубляться в поиск ответов на простой вопрос: если и крымско-татарское сообщество, и власти Крыма не проявляют особого интереса к этой проблеме, то на сей счет есть другие причины, о которых вслух не говорят. Но ведь и замалчивание присутствия на суверенной территории зарубежной общественно-политической организации не просто незаконно, но и опасно. Вон «братская» Украина даже выгоняет из своего информационного пространства российские СМИ, и уж никак бы не потерпела присутствие на своей территории филиалов российских общественных организаций. Почему же российский Крым не замечает противоречий в условиях формирования Курултая крымско-татарского народа? Вот ОО «Кырым бирлиги» это противоречие заметило и призывает общественность устранить ошибки. Причем, призывает уже давно – с 21 сентября прошлого года! И требует переизбрания Крултая уже по российским законам, открыто, под контролем представителей партий, зарубежных наблюдателей, ОБСЕ или иных уважаемых организаций.
Этот вопрос простирается на другие сферы жизни крымчан и касается не только татар, но и русских, и украинцев – всего народа Крыма. Почему кто-то должен решать наши проблемы? – вопрошают активисты. Может, более эффективно можно будет пробить многие из них на уровне местных сообществ? В любом случае, жители полуострова должны участвовать в обсуждении важнейших вопросов. Давать или не давать Крыму воду? Пускать поезда или не пускать? Отключать электроэнергию или не отключать? Люди не хотят стоять в стороне и просто наблюдать, как власть решает их вопросы. Время теперь другое. Донецк и Луганск взяли в руки оружие, чтобы защищать СВОИ права и законные интересы только потому, что высшая власть в Украине их не услышала.
В Крыму немало проблем больших и маленьких. Хотя для людей все они являются важными.
— Мы получили долгожданный закон о реабилитации крымско-татарского народа, получили закон о языке, которым крымско-татарский язык признается государственным наряду с русским и украинским. Да, проблем еще много, но есть все условия для их разрешения, — говорит Сйтумер Ниметууллаев. — Нужно идти дальше. Создавать условия для преподавания в татарских школах русского языка, в русских – татарского. Такая практика ныне существует во многих бывших союзных республиках и хорошо себя зарекомендовала в деле укрепления межнационального мира и согласия.
Вся Россия готовится к 70-летию Великой Победы, и крымские татары, наверное, как никакой другой народ стремится восстановить историческую справедливость, смыть позорящее народ сталинское клеймо неблагонадежности. Историки и общественные деятели провели свои исследования, переворошили архивы и нашли имена своих соплеменников, которые были удостоены высшего звания – Героя Советского Союза. И таких оказалось 19, чьи имена были незаслуженно забыты. И решили, что эти имена Героев должны быть увековечены на родной земле. Пока в списках Героев только два имени представителей крымских татар, этот список будет дополнен уже в самое ближайшее время.
Помни прошлое, но смотри в будущее
Никто не утверждает, что переходный период должен быть легким. По объемам задач и сложности их решений период «перезагрузки» я бы сравнил с революциями, которые произошли в Грузии, и особенно с апрельской революцией в Кыргызстане (свидетелем и участником которой я сам был). В Кыргызстане тоже для стабилизации обстановки пришлось прибегнуть к силовым методам, и в отличие от Крыма там не обошлось без жертв. Кыргызстан решительно пошел на изменение Конституции и смене даже самой системы правления (перейдя от президентской формы правления к парламентской), провел референдум и выбрал временного президента (на переходный период), и только после всех этих процедур выбрал новый парламент и президента. К примеру, Украина пошла иным путем, который и привел ее к войне с собственным народом и глубокому экономическому кризису. Крым за первый год после возвращения в состав России тоже сделал гигантскую работу. Здесь тоже переформатировали властные структуры, провели выборы и решают важнейшие экономические вопросы. Каковы результаты? О задачах решенных и нерешенных говорит Энвер Кантемир-Умеров, заместитель председателя Общественного совета крымско-татарского народа, доцент Крымского инженерно-педагогического университета:
— Если верить рейтингам, то среди 80-ти регионов России Крым находится на 40-ом месте. А это уже не плохо. Конечно, мы больше внимания уделяем тем вопросам, которые еще не решены, потому что велико наше стремление двигаться вперед. Я бы выделил 3 основных направления. Во-первых, нам необходимо и далее совершенствовать управление Крымской республикой. Она должна стать самодостаточным регионом. Большую роль играет управленческая элита.
Далее нам надо переходить от консолидации элиты к консолидации всего общества. Мы должны укреплять межнациональные отношения, участвовать в строительстве гражданского общества, чтобы общественные организации могли быть тем буфером между обществом и властью, который гасит недоразумения, но обеспечивает взаимодействие.
И в-третьих, развитие инфраструктуры. Но кроме традиционных объектов инфраструктуры мы должны думать о коммуникационных, информационных аспектах. И не только в целях противодействия информационным войнам, но для улучшения взаимопонимания.
Мы рассчитываем на улучшение взаимодействия с крымскими властями, мы рассчитываем на то, что сможем влиять на принятие решений по улучшению межнационального взаимодействия. И здесь еще много работы. Более 3 тысяч крымских татар отказались от получения российских паспортов, и по данным некоторых исследований порядка 40 процентов сомневаются в российском будущем Крыма. Это говорит о том, что еще велико влияние на крымско-татарское сообщество из-за рубежа, что мы еще плохо работаем с людьми, что власть недорабатывает. Но хорошо работают пропагандисты определенных структур по очернению действительности.
Немало допускается досадных ошибок и просчетов. 18 мая – день памяти жертв политических репрессий, выселения крымских татар из Крыма. В прошлом году власть проведение памятных мероприятий отдала меджлису, но потом, испугавшись чего-то, запретила проведение этих акций. И они прошли где-то на задворках Симферополя, но уже под другими лозунгами. Это недопустимо. Я считаю, что это не день печали только крымских татар, а день печали всего народа Крыма, это была общекрымская трагедия. И этот день должен объединить все народы Крыма, чтобы впредь ничего подобного больше не могло произойти.
Как создаются мифы о нарушении прав человека в России?
На пресс-конфференции прозвучал прямой вопрос: преследуют ли власти Крыма крымских татар?
Уж не известно, что ожидала услышать журналистка, задавшая его, но ответ прозвучал жесткий и недвусмысленный: утверждения о преследованиях крымских татар со стороны властей раздаются со стороны Украины, от бывших руководителей меджлиса, которые всеми силами пытаются представить ситуацию в искаженном свете. Активисты «Кырым бирлиги» заявляют, что никакого притеснения крымских татар со стороны власти нет. Случаются всякие конфликты, но они носят обычный бытовой, правовой характер, присущий для всего населения Крыма и к национальным вопросам не имеют никакого отношения. Напротив, вхождение Крыма в правовое поле России повысило степень правовой защиты граждан. Если возникают сложные ситуации – есть суд, который и призван во всем разобраться и принять справедливое и законное решение.
Украинские и некоторые зарубежные СМИ особый упор делали на массовые проверки Следственного комитета России среди крымских татар, уже в самом факте проверок усмотрев прессинг и политические репрессии. На что муфтий Таврического муфтията Руслан Саитвалиев ответил:
— Были неправильно истолкованы цели и задачи этих проверок, мол, проверяли просто крымских татар. В действительности, следственные органы проверяли приверженцев нетрадиционных течений ислама, сами проверки носили целенаправленный характер, преследовали не крымских татар, а те религиозные направления, которые запрещены в России, да и во многих других странах. И в результате этих проверок было найдено много запрещенной пропагандистской литературы – всем хорошо известно, что в Крыму пустили корни и активно развиваются ваххабиты и Хизб-ут-Тахрир. Причем, следует отметить, что даже в тех отделениях ДУМК (духовное управление мусульман Крыма), где была обнаружена запрещенная литература, никаких репрессий не последовало. Очевидно, ограничились внушениями. И поэтому тем более странно, что эти проверки были использованы в информационной войне как аргументы, доказывающие преследование властями крымских татар.
Когда умрут общественные организации?
Проще, наверное, было бы спросить: кому мешают общественные организации? Гражданам? Властным структурам? Скорее и тем, и другим. К примеру, национальные культурные центры, всевозможные сообщества, союзы, коих немало в любом и российском регионе, да и почти во всех странах, доставляют немало озабоченности таким же национальным центрам и союзам, но объединяющим представителей других этносов. Всем кажется, что это за счет ущемления или ограничения прав одного народа обеспечиваются льготы и преференции другому народу. Порой доходит до полного непризнания, игнорирования самого факта существования той или иной общественной организации. Нередки и случаи явного противодействия работе национальных культурных центров. Бывает, что виной всему обыкновенная и понятная ревность. Потому и нередки случаи, когда один и тот же народ даже в небольшом регионе, таком как в данном случае Крым, представляют несколько общественных организаций, каждая из которые считает, что именно она самая массовая и является истинным отражателем и защитником прав данного народа. В Крыму в списке национальных центров и общественных организаций, вероятно далеко не полном, я насчитал: 2 организации азербайджанцев, 2 – греков, 2 – болгар, 2 –немцев, 3 еврейских сообщества, 2 – поволжских татар…
В сущности, в этом нет ничего предосудительного, но не всегда количество организаций предопределяет качество их работы. Вот и в среде крымских татар между их общественными организациями идет скрытое противоборство. ОО «Кырым бирлиги» недоумевает, почему их партнеры – то же движение крымских татар «Кырым» — не идут на контакты. Энвер Кантемир-Умеров считает, что:
— Движение «Кырым» организовано с использованием административного ресурса. Поэтому взаимодействия не получается, и не по нашей вине (ОО «Кырым бирлиги»). Движение «Кырым» не имеет той поддержки в народе, какую должно иметь, действует порой неправильно, отказываясь от сотрудничества с другими общественными организациями крымских татар. Мы же всегда открыты для сотрудничества и призываем к этому не только крымско-татарские центры, но и общественные организации всех народов Крыма.
Слушая выступления активистов крымско-татарского народа, реакцию журналистов на их слова, и сам тон этого диалога, я поймал себя на мысли, что для того, чтобы, к примеру, русским понять крымских татар, нужно пожить в положении диаспоры в любой из центральноазиатских республик. Позиции во многом схожи. Русские или представители любых других так называемых нетитульных народов, являясь полноправными гражданами этих республик, тем не менее чувствуют некую отстраненность от участия в жизни страны. И даже знание языка титульной нации не гарантирует полноценного участия в жизни страны. Нет, нет притеснений, нет преследования, даже бытовой национализм со временем проходит. Но остается обида, остается чувство разочарования, или просто досада, что твои знания и опыт невостребованы сообществом. Примерно в таком же состоянии, похоже, пребывают крымские татары на своей исторической родине. Вроде и язык утвержден в статусе государственного, и нет видимых препятствий для культурного и социального развития, и даже идет солидная поддержка со стороны России (русские в других суверенных республиках зачастую не могут и мечтать о такой поддержке!), но и прежде в составе Украины, и теперь перед крымскими татарами стоит главная задача – консолидации своего народа.
— У нас нет иных рычагов влияния на крымско-татарский народ кроме убеждения и разъяснения, — говорит Сейтумер Ниметуллаев.
— Мы стремимся к тесному взаимодействию прежде всего со славянскими народами Крыма, — поддерживает Кантемир-Умеров. — Нам жить вместе и вместе строить новый Крым!
— Мы не хотим, чтобы наши инициативы были неверно истолкованы другими сообществами, чтобы формирование Курултая вызывало какое-то неприятие или сомнения и было истолковано как выпячиванием проблем нашего народа. – говорит Ниметуллаев. – По мере развития институтов гражданского общества, возможно, наступит время, когда отпадет нужда в таком органе как курултай. Но сегодня он нужен уже хотя бы для того, чтобы не было спекуляций по поводу крымско-татарского народа, чтобы наше сообщество не использовали в политических играх нечестные политики. Мы хотим, чтобы весь мир увидел, что мы способны сами решать свои проблемы, что мы не против других народов Крыма, а напротив, со всеми народами готовы в мире жить и работать.
Ну, а что думают о будущем Крыма лидеры других общественных объединений? Как видят решение всех проблем, в том числе и национальных, к примеру, в Русской общине Крыма?
Источник: polit.kg