Нет, я не совсем (и не только) иронизировал, утверждая недавно, что в России нет детских книг.
Да, да. Конечно. «Чебурашка» и «Армия трясогузки», «Тореадоры из Васюковки» и «Дикая собака динго», Крапивин и Алексин… Тысячи писателей и книг.
Порой замечательных книг.
Но детской литературы в том смысле, который я имел в виду, нет.
Попытаюсь объяснить.
Я говорил о тех детских книгах, которые де-факто формируют всю нацию. Книгах, которые с детства знают все дети. Книгах, которые вошли в культурный код — с младенчества, которые читали ВСЕ, а если и не читали — то постесняются в таком признаться.
Крапивин и Булычев? Великие писатели. Но все ли откликнутся на слова: «новэмбер Чарли» или «брамбулеты из мангустинов?» Нет, не все. Ну не вошли эти книги в наш культурный код. И сказы Бажова вошли лишь на уровне сказки про серебряное копытце, и Чао, победитель волшебников — лишь локальный герой.
А что вошло?
Я вам назову сейчас три книги. Их читали и знают все. И больше всеобщих детских книг в России — нет!
Это «Буратино» — наша версия Пиноккио.
Это «Волшебник изумрудного города» — наша версия мудреца из страны Оз.
И это Незнайка.
Первые две книги, при всей любви к ним, отринем. Они учат наших детей любить веселую жаркую Италию и предприимчивых американских детей, которые и в волшебной стране не пропадут.
Наш — несмотря на иноземные корни — лишь Незнайка.
А почему? Да потому, что Незнайка — это русский сельский паренек. Он вырос в Цветочном городе (маленьком идеализированном селе). Он поехал на украденном тракторе подаренном авто в столицу — Солнечный город, где своими глазами восторженно наблюдал почти готовый коммунизм. И он в итоге полетел в космос, на Луну!
Незнайка — это Гагарин!
Советский, да и русский ребенок сразу интуитивно это понимал, и мечтал повторить путь Незнайки. Поэтому книги о нем и стали подлинной ДЕТСКОЙ книгой нашей страны.
Увы, единственной! Но пока он мог — Незнайка стоял на страже страны и идеологии, воспитывая подрастающее поколение…
Но времена меняются. У англичан беззаботного Питера Пена сменил трудолюбивый Гарри Поттер. У американцев — правительницу страны Оз, готовую поменять пол ради престола (да-да, оригинальная история весьма затейлива), сменил не умеющий даже читать обалдуй Перси Джексон, которому все нипочем — ибо его папа — эмигрировавший в США бог Посейдон, а значит Перси должен и вправе учинять справедливость по всему миру.
А у нас современной детской книги, которая стала бы всеобщей и, по сути, объединила всех детей, все будущее поколение России, выразила бы национальную идею — так и не появилось.
Поэтому довольствуемся американскими, британскими, немецкими — какими угодно, но не нашими, мировоззренческими установками. Заранее соглашаемся жить по чужим правилам — и в итоге проигрываем.
Увы.
Источник: dr-piliulkin.livejournal.com