В самом начале мая 2015 года в СМИ появилось сообщение о том, что химикам из Канады удалось создать фермент, благодаря которому кровь любой группы будет пригодной для переливания. Учёные сообщили, что с помощью этого фермента можно срезать антигены эритроцитов во II и III группе, делая их подобной первой (см. рис. 1). Как известно, кровь первой группы можно переливать практически любому человеку. Так осветило сенсацию издание «Российская газета «Наука»» [1].
Корреспондент газеты «Президент» встретился с автором фундаментального труда «Группы крови. Синдром гомеологическо-хромосомного иммунодефицита» [2] российским учёным Андреем Александровичем Тюняевым.
Корр.: – Проблема совместимости крови при переливании – проблема известная. Как пишет цитируемое издание, «возникает уйма проблем, так как у каждого человека своя группа крови и переливать ему надо нужную группу». Далее автор статьи сообщает о решении этой проблемы: «Канадские химики нашли решение этой проблемы, они создали специальный фермент, благодаря которому проблему «группы крови» можно убрать в сторону». Андрей Александрович, в чём, собственно, была «проблема крови», и что теперь «решено»?
Т.А.: – Кровь – это орган живого существа. Такой же, как, допустим, сердце, печень, мозг и другие. Просто конструктивно он решён таким специфическим образом. Функционально кровь выполняет все возложенные на неё операции – транспортировка к клеткам организма кислорода, питания, различных управленческих соединений, а также отвод от клеток продуктов их жизнедеятельности и ответных управленческих соединений. За правильной организацией крови следит иммунная система организма. Когда человеку вливается некоторое количество крови, то происходит трансплантация чужого органа под названием «(часть) крови» этому человеку. И здесь могут возникнуть проблемы отторжения – если перелитая кровь оказывается чужеродной и несовместимой. Кстати, поэтому моими исследованиями групп крови заинтересовались именно трансплантологии.
Корр.: – То есть кровь одного человека может оказаться чужеродной для другого?
Т.А.: – Да. И эти различия имеют глубокие экологическо-эволюционные корни. Иммунная система пациента исследует вновь перелитую кровь, и если состав крови оказывается неприемлемым для организма пациента, новая кровь подвергается уничтожению, как инородное тело или инородный орган. Причём, эта проблема одинакова для всех живых существ [3], а не только для человека. Даже у бактерий [4]. Причина в том, что каждый вид живого существа – это уникальный способ существовать в конкретной экологической нише [5]. Организм представителей того или иного вида долгие годы подстраивался под требования окружающей среды [6], в которой этот организм обитает. В результате возникли глубинные перестройки организма [7]. Они затронули не только цвет кожи, разрез глаз, рост и так далее. Перестройке подверглась и физиология живого существа. Изменилась структура и конструкция крови. Варианты различных конструкций получили название «группы крови».
Корр.: – Получатся, что существующие сегодня четыре группы крови являются вариантами одной. Назовём её – «первоначальная»? И нужно всего-то – вернуть другие группы крови к этой самой первоначальной?
Т.А.: – Начнём с того, что всего систем групп крови известно около сорока. В каждой системе – свои группы крови. Так, система, о которой вы говорите, – это система групп крови AB0. Она, как и другие системы групп крови, сформировалась путём мутаций одной единственной аллели, возникавших в результате воздействия на организм окружающей среды. В идеале, нужно убрать результат этих мутаций и «вернуть» мутантной крови первоначальный вид. Именно это и изложено в моей монографии 2008 года. На международной конференции «Молекулярная генетика соматических клеток», проведённой Российской академией наук в 2009 году. Тема моего доклада «Природно-очаговый индуцированный мутагенез и его патологическое влияние на внутренние и внешние признаки человеческого организма» напрямую говорит о том, что группы крови являются результатом мутирования организма. В этом же докладе я дал определение нормальной аллели.
Корр.: – В чём состоят эти мутации? Кровь, как мы видим, у вех одинаковая – красная.
Т.А.: – Да. Вы правы. Кровь – красная. Красный цвет крови придают эритроциты – красные кровяные тельца. Их цвет одинаков, но конструкция – различна. Группы крови системы AB0 различаются между собой именно по конструкции этих эритроцитов. Если у первой группы никаких дополнительных «наростов» нет, то у второй, третьей и четвёртой – есть. Эти «наросты» возникли в результате того, что организм человека приспосабливался к другим требованиям окружающей среды – иной пищи, иному температурному режиму, иному бактериальному фону и т.д.
Канада: гипотеза Тюняева о здоровье крови подтверждена
Рис. Строение антигенов групп крови системы AB0; первой группе «0» (I) соответствует обозначение «H»; стрелками показаны лишние конструкции, определяющие группы «A» (II) и «B» (III); четвёртой группе AB (IV) соответствует одновременное присутствие обеих лишних конструкций.
Корр.: – Понятно. Именно над этим и работают сейчас упомянутые выше канадские учёные. Но они собираются решить эту проблему весьма своеобразно. Канадцы хотят вообще убрать из переливаемой крови природные эритроциты, а на их место поместить искусственные переносчики кислорода. Фактически. Они хотят полностью отказаться от переливания эритроцитов. Или же получить нужные им «универсальные» эритроциты. А их, по мнению канадских учёных, можно получить из стволовых клеток человека. Вот такая искусственная конструкция.
Т.А.: – Канадские учёные хотят перехитрить природу. Снова поиски искусственной панацеи. Эти изыскания можно проиллюстрировать таким примером. Если пациенту не подходит чужое сердце, то давайте ему пересадим двигатель от самосвала. Всегда можно будет починить – ведь запчастей навалом. Но всё дело в том, что организм живого существа – это адаптирующая система. Она подстраивается под среду обитания так, чтобы жизнь этого организма в этой среде была максимально комфортной. Но каждая такая подстройка в живом организме осуществляется только путём мутаций, другого механизма нет. Даже тот наш счастливчик не сможет передать своё новое сердце от самосвала своему потомку.
Корр.: – Значит, искусственная кровь – это не панацея?
Т.А.: – Не панацея. Сам подход канадских учёных правилен только в той части, где они согласились с моими выводами: есть первоначальная аллель, и есть мутантные, приспособительные её варианты. Если убрать мутантные надстройки, то аллель можно вернуть к первоначальному виду.
Корр.: – Именно так и сказано в статье: универсальным донором, по мнению учёных, является человек с первой группой крови резус отрицательный. Кровь такого человека можно переливать практически всем людям.
Т.А.: – Есть одно важное уточнение. Из-за ложного религиозного посыла, что человечество – это, мол, один вид, учёные заблуждаются и в физиологических последствиях. Ту фразу, которую вы озвучили, можно безопасно для потенциальных пациентов озвучивать только среди индейцев Канады. Ведь у них и так природная группа крови – первая. Но если эту же политику проводить, допустим, в Бенгалии, то она будет не просто ошибочной, а фатальной. И это потому, что у бенгальцев совершенно другой типичный состав крови. Бенгальцам не нужна первая группа крови. Она не позволит их организму нормально функционировать в том климате, где они живут. Новая кровь, даже самой «чистой» группы – первой, губительна для жителей Бенгалии. Каждому человеку нужно пересаживать соответствующий его виду орган, а не какой кому вздумается.
Корр.: – В статье написано, что «у человека состав такой-то…». Названы проценты. И они – одинаковы для всех народов. По крайней мере, так понимается статья.
Т.А.: – И это чушь. Все люди на Земле разные. Образовались они разными путями эволюции. Получили разные адаптации [8]. Из этого возник и разный генетический состав [9]. Например, гены бенгальцев совершенно отличны от генов венгров [10]. Первые кодируют в организме бенгальца кровь третьей группы (40 процентов), а венгерские гены кодируют кровь второй группы (53 процента). Для бенгальцев вообще не важна идея первой группы. У них у всех третья. Для индейцев проблема первой группы крови тоже не стоит – у них у всех 100 процентов первая группа крови. У эскимосов Гренландии 91 процент первой группы. И это только по системе групп крови AB0. А надо учитывать и остальные сорок систем.
Корр.: – Если у всех людей кровь разная, зачем такие исследования?
Т.А.: – Медицина – это область коммерции. Если человек не будет болеть, то на какие средства будет жить врач? А врач – это модная профессия. Всё больше людей посвящает себя ей. И это правильно. Но только не в том разрезе, где болезни вызваны генетическим путём. Существует весьма сильное лобби, которое заставляет народы перемешиваться. Это лобби лжёт, что ничего опасного в этом нет. Однако в результате метисации неродственных народов, рождаются люди с генами, которые подверглись мутации со стороны ДНК партнёра. Ведь именно ДНК является самым сильным мутагеном, а вовсе не радиация и, тем более, не солнечные лучи. Чем больше будет таких мутаций, тем больше будет обращений к врачу. Вот на этом и построен бизнес. А генетические болезни не вылечиваются, поэтому человек, которому досталась «распропагандированная» наследственность, всю свою жизнь будет работать на аптеку. То кровь ему искусственную подавай – своя-то внутри конфликтует. То сердце. То ещё что… В природе нет генетических проблем, потому что там нет межвидового скрещивания.
Корр.: – Тогда в чём прелесть канадской сенсации? Зачем нужны такие исследования. Ведь не для канадских индейцев затеяли учёные производство искусственной первой группы крови?
Т.А.: – Конечно, нет. Важен сам принципиальный подход. Такие исследования позволяют осознать, что каждый человек и каждый вид человека – явление уникальное. Надо беречь популяцию каждого народа, а не только, допустим популяцию уссурийских тигров. Здоровье человека формируется, прежде всего, его собственными генами, а не медицинскими работниками и уж, тем более, не политически ангажированными пропагандистами метисационных процессов в обществе. Кровь – один из органов, которому нужно соответствующее внимание. То, что кровь доступна к переливанию, а не требует пересадки, делает её привлекательным объектом для исследования.
Корр.: – Кстати, многие полагают, что перелитая кровь потом просто смешивается с родной кровью человека и как бы вживается. Или всё происходит как-то иначе?
Т.А.: – Иначе. Перелитая кровь остаётся в организме чужеродным включением. Она не возобновляется и постепенно выводится из организма. Просто подходящая чужая кровь не вызывает иммунной реакции и даёт возможность организму человека, потерявшему часть своей крови, восстановить её своими средствами. Но не за счёт чужой. Многие привыкли считать, что кровь – это эритроциты и плазма, или только то, что течёт по венам и артериям. На самом деле кровь – это более сложная система. Формированием эритроцитов управляет соответствующая область вполне определённого гена. То есть организм человека строит свою кровь так же, как строит и любой другой орган – под управлением своих собственных генов. Поэтому для каждого конкретного человека только своя кровь – родная, и ничто её не заменит: ни донорская кровь, ни искусственная. Только в критический момент можно перелить небольшое количество. И для того, чтобы не было неожиданных осложнений, о крови нужно знать как можно больше.
Дарья Морозова
Источник: maxpark.com