Сегодня: г.

Express: пять из шести британских АПЛ стоят на ремонте

В прошлом Великобританию называли владычицей морей. Такой почетный «титул» являлся заслуженным, поскольку Королевский военно-морской флот обеспечивал присутствие государства во множестве регионов и позволял поддерживать порядок в многочисленных колониях. К настоящему времени военно-морской потенциал Великобритании серьезно сократился. Более того, недавно стало известно о новых проблемах флота.

3 мая британское издание Express опубликовало статью Don’t tell Moscow: Five of Britain’s six nuclear subs held up in the repair shed («Не говорите Москве: пять из шести британских АПЛ стоят на ремонте»). Как ясно из названия, в этом материале описывается сложная ситуация, сложившаяся в подводных силах Королевского ВМФ. В силу разных причин в настоящее время подавляющее большинство многоцелевых атомных подводных лодок Великобритании не способно выполнять боевые задачи.

Авторы издания Express начинают свою статью с ошеломляющей новости: только одна многоцелевая АПЛ Великобритании может осуществлять патрулирование и выполнять возложенные на нее задачи. Остальные подводные «охотники» по разным причинам находятся на ремонте и, как следствие, пока не могут участвовать в полноценной боевой работе флота.

На данный момент ситуация в подводных силах Королевского флота выглядит следующим образом. Одна многоцелевая АПЛ боеспособна, еще одна имеет массу проблем, а оставшиеся четыре стоят на ремонте. Подобные новости о британских подводных лодках появились всего через несколько дней после поступления новостей из Финляндии.

Напомним, в ночь на вторник 28 апреля ВМС Финляндии обнаружили в территориальных водах страны неопознанный подводный объект. Объект атаковали при помощи глубинных бомб, но такой удар не дал никаких результатов. Вскоре после инцидента финский министр обороны Карл Хаглунд заявил, что неопознанным объектом могла быть российская подводная лодка. Никаких доказательств этой версии, однако, не приводилось.

На данный момент ситуация с британскими многоцелевыми АПЛ выглядит следующим образом. Единственной боеготовой субмариной этого класса в Королевском ВМФ на данный момент является HMS Astute. В прошлом году эта лодка выходила на дежурство и после небольшого перерыва вновь готова выполнять задачи.

«Систершип» АПЛ HMS Astute, HMS Ambush, пока выполняет функции учебного корабля. Вскоре после начала эксплуатации были выявлены 57 различных дефектов, над ликвидацией которых сейчас работают специалисты судостроения. После исправления всех недостатков подлодка HMS Ambush сможет впервые выйти в море на патрулирование.

Подлодки класса Astute являются главной надеждой Королевского военно-морского флота. На данный момент планируется построить серию из шести таких субмарин. К настоящему времени флот получил две первые лодки, еще четыре находятся на разных стадиях строительства. Кроме того, обсуждается вопрос строительства седьмой подлодки. Каждая подлодка класса Astute обойдется казне примерно в один миллиард фунтов стерлингов. В проекте используются новейшие технологии, направленные на повышение боевых качеств. В частности, утверждается, что подлодки этого типа смогут обнаруживать цели на дальности до 3 тыс. морских миль. Это означает, что находящаяся в британском Девонпорте субмарина сможет засечь корабль, находящийся возле американского Нью-Йорка. Новые британские подлодки вооружаются крылатыми ракетами Tomahawk Block IV и тяжелыми торпедами Spearfish.

Строительство подлодок класса Astute, напоминает издание Express, было связано с определенными трудностями. Первые три субмарины этого типа были заказаны в 1997 году, но головной корабль был передан флоту только в 2010-м. Вторая лодка, HMS Ambush, начала службу в 2013 году. Из-за подобных задержек со строительством новых атомных подводных лодок командование Королевского ВМФ вынуждено сохранять на службе устаревающие корабли. Параллельно с двумя новыми лодками класса Astute эксплуатируются четыре АПЛ класса Trafalgar.

В составе флота остаются подлодки HMS Torbay, HMS Trenchant, HMS Talent и HMS Triumph. Первая была передана флоту в начале 1987 года, последняя – осенью 1991-го. Достаточно старые корабли нуждаются в повышенном внимании и регулярных ремонтах, направленных на продление срока службы. Согласно существующим планам, подлодки класса Trafalgar будут постепенно выводиться из состава флота по мере строительства и получения новых кораблей. Так, HMS Torbay планируется списать в 2017 году.

Как сообщает издание Express, в настоящее время ситуация с подлодками типа Trafalgar выглядит следующим образом. Субмарины HMS Trenchant и HMS Triumph проходят ремонт и модернизацию с установкой некоторого нового оборудования, что займет достаточно много времени. Ремонт подлодки HMS Torbay уже подходит к концу, благодаря чему ее вернут в строй в течение следующих трех месяцев.

Со ссылкой на источник в министерстве обороны британское издание сообщает, что в настоящее время многие из имеющихся у флота кораблей могут выполнять боевые задачи, однако находятся в портах. В частности, в порту находится подлодка HMS Talent. 13 марта эта субмарина, прервав патрулирование, вернулась домой. Причиной для возвращения стало повреждение горизонтального руля в результате столкновения с айсбергом. Как пишет Express, в настоящее время требующая ремонта подлодка стоит в порту с рулем, накрытым брезентом. В таком состоянии, очевидно, она не может нести службу и выполнять патрулирование.

Источник в военном ведомстве отметил, что существующее состояние подводных сил не является серьезной проблемой. Говорить о каких-либо проблемах следовало бы, если единственная боеготовая подлодка находилась у берегов Ливии или к востоку от Суэцкого канала. В таком случае Королевский ВМФ не мог бы вести патрулирование в Северном море и близлежащем регионе. Основной задачей британских подлодок, как следует из слов источника издания Express, является поиск российских подлодок, действующих на небольшом расстоянии от Великобритании.

Также в статье Don’t tell Moscow: Five of Britain’s six nuclear subs held up in the repair shed приводятся слова старшего научного сотрудника организации RUSI Питера Робертса. Этот аналитик утверждает, что возвращение подлодки HMS Talent с повреждениями сломало все планы министерства обороны по развертыванию подводных сил. Даже самая совершенная подлодка (имеется в виду единственная несущая службу HMS Astute) не может находиться и выполнять задачи в нескольких местах сразу. Теперь, по мнению П. Робертса, британским военным придется полагаться на союзников, которые смогут обеспечить безопасность страны. Такая ситуация является серьезным поводом для беспокойства.

Как видим, ситуация в подводных силах Королевского военно-морского флота Великобритании оставляет желать лучшего. Во флоте числится шесть многоцелевых АПЛ, но только одна из них способна патрулировать заданные районы и вести поиск подводных или надводных целей. Таким образом, бывшая «владычица морей» ныне располагает военно-морскими силами с серьезно ограниченным потенциалом.

Тем не менее, нельзя не отметить, что в ближайшем будущем ситуация может серьезно поменяться. В течение следующих трех месяцев к единственной многоцелевой АПЛ HMS Astute должна присоединиться субмарина HMS Torbay, пока еще находящаяся на ремонте. Насколько известно, столкнувшаяся с айсбергом подлодка HMS Talent не получила особо серьезных повреждений, благодаря чему ее ремонт тоже может быть выполнен в течение нескольких следующих месяцев. Наконец, ведутся активные работы по ликвидации выявленных недостатков новейшей подлодки HMS Ambush.

Таким образом, уже до конца текущего года – при благоприятном стечении обстоятельств и отсутствии новых непредвиденных проблем – Великобритания может частично восстановить имеющуюся группировку многоцелевых атомных подводных лодок. В результате вместо одной субмарины в дежурстве смогут участвовать сразу три или четыре. Еще две лодки должны вернуться в строй после ремонта и модернизации в течение нескольких следующих лет.

В целом на данный момент ситуация с британскими многоцелевыми АПЛ выглядит сложной, но не фатальной. Кроме того, ее можно считать весьма неудачным стечением обстоятельств. Сперва по состоянию подводного флота ударили задержки в строительстве новых субмарин, а затем неудачно «переплелись» плановый и незапланированный ремонт тех или иных кораблей. В результате старые подлодки пребывают на длительном ремонте, тогда как одна из новых не может в полной мере решать возложенные на нее задачи. Ко всему этому добавилось столкновение подлодки HMS Talent с айсбергом и необходимость ее ремонта.

Не прибегая к каким-либо экстренным мерам, министерство обороны Великобритании может исправить ситуацию в течение некоторого времени. Для этого следует продолжать запланированный ремонт субмарин, стоящих в доках, а также вести доводку последней из построенных подлодок. Таким образом, в будущем подводные силы Королевского ВМФ смогут восстановить свой потенциал. Однако пока это не сделано, у британской прессы остается повод для тревожных или даже панических публикаций.

Рябов Кирилл

Источник: topwar.ru

 
Статья прочитана 107 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Последние Твитты

Loading

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Написать администратору