Необходимость нового предмета объясняется «глобальными планами России по импортозамещению на фоне кадрового голода в сфере сельского хозяйства».
С 1 сентября 2015 года в российских школах предлагают ввести новую учебную дисциплину «Земледелие» или начать занятия по этой теме в рамках действующих уроков труда. Соответствующее обращение (есть в распоряжении «Известий») министру образования и науки Дмитрию Ливанову направил глава партии «Коммунисты России» Максим Сурайкин. Также коммунисты просят при возможности выделить школам участки под школьные огороды, где можно было бы вести практические занятия — сажать картошку, зелень, плодовые деревья и т.д. Новой дисциплине предлагают обучать с 5 класса.
— Сельскохозяйственный труд необходим российским школьникам — учащиеся смогут заинтересоваться этой сферой и затем восполнить ряды агрономов, фермеров или садоводов, — говорится в обращении. — Таким образом выпускники смогут внести свой вклад в процесс импортозамещения. Просим вас принять все необходимые решения и провести согласования, чтобы уроки земледелия начались в школах уже с 1 сентября 2015 года.
Идею уже поддержали в некоторых российских школах. По словам директора столичной школы №600 Ларисы Малолетней, уроки земледелия помогут развить в школьниках коллективизм.
— В настоящий момент дети на уроках труда занимаются индивидуально — девочки шьют для себя платья, а мальчики изготавливают деревянные самолеты. Все фактически работают по отдельности. А цель общего урожая сблизит их. В целом, сейчас учащиеся, в основном, подвержены только умственным нагрузкам. Физически дети развиваются фактически только на уроках физкультуры, — говорит Малолетняя.
Директор серпуховской школы №12 Елена Акимова считает, что инициатива актуальна для небольших городов.
— Дети по окончании школы отправляются в мегаполисы, чтобы поступить в вуз или устроиться на работу — в небольших городах или селах практически негде работать. «Любовь к земле» заставит учащихся остаться дома и помочь стране в импортозамещении, — говорит она.
По словам Акимовой, введение нового предмета предполагает обязательное наличие земельного участка для практических занятий.
— У нас, к сожалению, рядом со школой нет свободных участков, — говорит директор. — Вообще учебные заведения могут на свое усмотрение самостоятельно вводить такую дисциплину, конечно же, учитывая мнение родителей и учеников.
Между тем детский психолог досугового центра «Древо» Юлия Кантор считает, что «обязаловка» к труду на земле может, наоборот, вызвать отторжение.
Замзавкафедрой региональной экономики и экономической географии ВШЭ Алексей Скопин считает, что в Центральной России преимущественно достаточно земли, которую можно выделить школам.
— В целом в Московской, Липецкой, Нижегородской, Тамбовской областях наиболее благоприятная территория для земледелия, — говорит он.
Отметим, что в 2015 году субсидирование садоводства в России увеличилось в пять раз по сравнению с прошлым годом: 2 млрд рублей пойдет на продвижение политики импортозамещения. Предполагается, что через несколько лет 70% ягодных (малина, ежевика, клубника), плодовых культур (груши, яблоки, хурма) будут отечественными. В 2016 году господдержка садоводства достигнет почти 2,5 млрд рублей.
Как сообщали «Известия» ранее, в этом году сельхозпроизводители могут не справиться со сбором урожая без привлечения большего числа мигрантов. Депутаты Астраханской областной думы направили обращение к председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву с просьбой увеличить допустимую долю иностранных работников, привлекаемых в сферу овощеводства, до 80% от общего числа работников организации. Парламентарии отмечают, что в 2015 году в рамках программы по импортозамещению поставлена задача увеличить объемы производства сельхозпродукции, в то же время установленный лимит в 50% на привлечение мигрантов не позволит провести сезонные работы с мая по октябрь.
Анжелина Григорян
Источник: izvestia.ru