Укрепления рубля не стоит путать с восстановлением российской экономики, а россиянам следует ждать дальнейших сокращений валютных резервов, социальных гарантий, зарплат, расходов на образование и медицину.
2014 год для российской валюты выдался ужасным. После падения цен на нефть и введения санкций Запада доходы от экспорта резко уменьшились. Встревоженные инвесторы вывезли из страны $150 млрд. Вследствие этого рубль обесценился относительно доллара примерно наполовину. Но за несколько последних месяцев он вылез из ямы. Цена на российские облигации и ценные бумаги тоже держится на высоте. Центральный банк России (ЦБР) снижает процентные ставки – лишь несколько месяцев назад этого нельзя было даже представить. 30 апреля он снизил основную ставку с 14% до 12,5%. Кое-кто говорит, что это доказательство излишнего пессимизма инвесторов в отношении российской экономики. Они ошибаются.
С начала года несколько поднялись цены на нефть. Это хорошо для экономики, где это сырье обеспечивает половину всего экспорта. Способствует экспорту и дешевый рубль. Новое соглашение о прекращение российской поддержки сепаратистов в Украине (Минское соглашение — 2), подписанное в феврале, также несколько успокоило инвесторов.
Несмотря на это, прочность рубля вызывает сомнения, потому что во многом российская экономика имеет худший вид, чем в декабре. Уровень инфляции составляет 16,9% – это на 5,6 процентного пункта выше. Такой скачок обычно ускоряет обесценивание валюты. Реальная заработная плата быстро падает. Валютные резервы ЦБР обеднели примерно на $30 млрд с начала года и на $130 млрд за последние 12 месяцев. МВФ считает, что российская экономика в 2015 году сожмется на 4%, и это относительно оптимистичный прогноз.
Если основы экономики не способны объяснить прочность рубля, это может сделать поведение ЦБР. В прошлом году, когда он обвалился, центробанк запустил схему стоимостью $50 млрд для предоставления долларовых кредитов компаниям под льготные проценты. Последнее было особенно полезно в декабре, когда российские фирмы оказались перед необходимостью уплатить горы долгов. В этом году компании РФ, имея меньше валютных счетов к оплате, воспользовались дешево одолженными долларами для инвестиций в гораздо более доходные российские активы, как говорит Тимоти Эш (Standard Bank). Это укрепило рубль и другие российские активы. Однако 20 апреля ЦБР прекратил такие спекуляции, подняв кредитные ставки, что остановило подорожание нацвалюты РФ.
Что же ждет неустойчивую денежную единицу дальше? Прогноз не очень утешительный. Российские компании в этом году должны погасить еще около $100 млрд внешнего долга. Поскольку рубль остается слабым, а валютные резервы тают, это может затруднить расчеты. Эксперты консалтинговой фирмы Capital Economics считают, что вновь придется вмешиваться государству. Впрочем, по оценке Андерса Аслунда из Института Петерсона, в распоряжении ЦБР есть всего около $150 млрд ликвидных валютных резервов. Добавьте сюда большой бюджетный дефицит и высокие темпы оттока капитала – и за несколько месяцев резервы значительно уменьшатся. Тогда у Кремля может возникнуть соблазн попробовать рассчитаться с зарубежными кредиторами, напечатав больше рублевой массы для покупки валюты. Если это произойдет, следует ожидать новых взрывов недовольства.
Источник: euroua.com