Агентство Русской Информации хотя и не специализируется на военной тематике, тем не менее, мы давно и много пишем на эту тему. Пишем, как правило, совершенно не то, о чем дудят граждане в погонах и их пропагандистские подпевалы, поэтому, каждый наш материал о военных доктринах и технологиях вызывает у читателей много споров, особенно среди граждан, привыкших к пропагандистской лапше на тему «броня крепка и танки наши быстры». Со временем, прояснение в мозгах наступило у многих, если не почти у всех, однако, каково же было наше удивление, когда о нанотехнологиях и боевых роботах заговорили паракремлевские патриоты из так называемых «экспертов Изборского клуба» (читаем кто хочет материал XXI век: войны и оружие). Безусловно, считаем товарищей из «клуба» патриотами, но патриотизм их, при том, что там взрослые люди, с регалиями, какой-то очень наивный, почти детский. По этой причине придется нам, как всегда, разжевать и донести некоторые простые истины.
С одной стороны, нельзя без слез читать умные мысли «академиков» от сельского хозяйства и юриспруденции на тему квантовых компьютеров, хотя с другой – лед таки тронулся. До «экспертов» из газеты «Завтра» начинает доходить, что даже если в РФ наклепают миллион танков типа «Армата» — война с сильным противником все равно будет проиграна. Сильный противник, такой как США, например – это страна, технологии которой на фоне российских военных «изделий» можно вполне считать инопланетными артефактами. Так что, это очень хорошо, что патриоты забеспокоились на тему боевых роботов. Но, к сожалению мы вынуждены объяснить «академикам» и «экспертам» некоторые базовые аспекты бытия и в конечном итоге их сильно огорчить. Во-первых, чтобы преодолеть отрыв от Запада в компьютерных технологиях, Российской федерации нужно начинать даже не с создания собственного микропроцессора, а с изобретения машины времени. Чтобы потом переместиться лет на 50-60 назад, расстрелять хотя бы частично борцов с кибернетикой и начинать делать первый советский чип для настольного калькулятора. В этом случае, если все остальное сделать правильно, к сегодняшнему дню у россиянской федерации будет свой микропроцессор – такой, что хотя бы можно будет воткнуть в дешевую игровую приставку или кассовый аппарат. И уже на базе этой штуки начинать с кем-то конкурировать. А так чтобы, махая перед другими «академиками» большой деталью от арифмометра бросать вызов США в военных роботах – так дело не пойдет.
Во-вторых, как мы оговорились выше – кроме того что приступая в производству военных роботов нужно помнить про 50 лет отставания в этой области, нужно ещё и сделать все правильно. А что значит сделать все правильно? Специально для «академиков» начнем с азов. Люди – существа очень сложные. С одной стороны – в людях много от животных и потому людей можно заставить работать так, как заставляют работать животных – ударами кнута за неповиновение и раздачей сена за хорошо выполненную работу. Но фишка в том, что обращаясь с людьми как с животными, можно заставить их выполнить только работу, с которой при определенных навыках справится даже обезьяна. Дала партия поджопник гражданину СССР – и гражданин пошел копать яму для ДнепроГЭС. Дала партия гражданину дешевый пряник – и гражданин поехал в тайгу носить кирпичи для будущего города. Но когда на том же ДнепроГЭС дело дошло до установки генераторов и турбин – это все пришлось покупать на Западе поскольку в СССР такого делать не умели. Не умели не потому что в СССР были люди тупее чем в Европе, а потому что на Западе была сложная политическая система, где учитывалась сложность человека, с соответствующим сложным подходом к нему. Методом кнута и пряника народ можно заставить делать только примитивные вещи.
Если нужно заставить людей что-то копать или таскать, что требовалось в средневековье, то тут достаточно было палки и миски. Вышел барон из замка, дал по горбу крестьянам – и те выкопали вокруг замка ров, за что получили миску похлебки. Но чтобы сделать подъемный мост, придумать камнеметные машины – тут уже барон хватался не за миску с супом и дрын, а тряс мошной – ехал куда-то в сложный город к сложным людям, мастерам. К людям уважающим себя и ценящим свой труд. Когда люди себя уважают – в ним особый подход нужен, особые стимулы, в чем и заключается сложная психология человека. Конечно, в первую очередь людям нужно бабло. Бабло – это первый стимул. Иногда столько, что барону свой замок нужно было заложить, чтобы хороших мастеров нанять. Деньги идут на оплату труда мастера и поддержание нормального уровня жизни мастера и его семьи, но часть тратится мастером для поддержания и развития технологической цепочки. Нужны деньги на какие-то станки, на оплату помощникам и всякой всячины, необходимой ему для работы. Например, заказать какие-то мелкие железяки местному кузнецу. Второе место для людей по важности занимает социальный статус. То есть, если барон приедет к мастеру, насыплет себе под ноги кучу золота и заставит того ползать и собирать – это не статус, это чистое унижение. Поэтому, хорошего мастера феодал таким путем не наймет. С хорошим мастером нужно держаться как минимум как с равным. И в совместном общении с окружающими, всячески подчеркивать это как бы равенство – чтобы у мастера была лошадь хорошая, чтобы крестьянки, обитающие вокруг замка только завидев эту лошадь сразу подумали, что к барону принц приехал – со всеми вытекающими из этого заблуждения опциями для как бы принца.
И только в такой ситуации, когда мастеру обеспечат статус и деньги – только тогда он будет работать и что-то придумывать. Без этого он может предложить выкопать барону второй ров вокруг замка – и не более того. Наконец, ещё один аспект предпосылок творческой работы – справедливость. То есть, мастер должен быть железобетонно уверен, что барон его не обманет, что после окончания работы, выдачи денег и причитающихся регалий, ему потом люди барона не отрежут башку на обратном пути домой куда-то в Милан или Париж. На Западе, все это не то чтобы в один прекрасный день поняли – но, полная сложностей жизнь, заставила. Тот кто не понимал, проигрывал. Россия же, со времен воцарения Романовых – чистая азиатская сатрапия. А в сатрапии народ может или копать, или не копать. Большего, кнутом и миской с баландой от людей добиться нельзя. Поэтому, Россия всегда на десятилетия и столетия технологически отставала от Запада. Чтобы добиться прорыва хоть в какой-тот отрасли – царям приходилось полностью копировать подход к людям, занимающимся этой отраслью. Пример – появление в России промышленника Демидова, который будучи крепостным крестьянином как-то не сильно проявлял свои таланты металлургического менеджера. Но как только ему дали свободу, деньги и социальный статус – мужик сразу забегал. Тем не менее, поскольку сатрапия выделила из массы мастеровых исключительно гражданина Демидова – металлургия в России как была сатрапской, основанной на рабском труде, так и осталась. Поэтому, и почти по сей день, остается на уровне 18-го века.
После отмены крепостного права в 1861-го году, разрыв с Европой начал стремительно сокращаться. Так, уже в 1878 году русский крестьянин Фёдор Блинов подал заявку на получение патента на первый в мире «вагон с нескончаемыми рейками». Сегодня мы это называем гусеничный трактор. Более того, этот Фёдор Блинов выиграв приз на выставке в Канаде, на вырученные деньги повесил на трактор броню и обратился к местному губернатору с просьбой дать ему ещё и старое артиллерийское орудие, чтобы поставить на машину. Но тут романовская сатрапия решила, что бывший холоп просит таки чересчур и холоп был наказан. Поэтому, исторически первый танк сделали англичане спустя 30 лет. И таких Блиновых в России было, уверяем, – очень много. Люди и самолеты пытались делать, и субмарины, и даже баллистические ракеты. Но …. в России царила простота. На Западе в этом отношении все было хоть и не идеально, но значительно лучше. Честная конкуренция, более или менее равные возможности, закон и справедливость, наконец, – масса мотиваций и разного рода понтов для свободных граждан. Отсюда, Запад начиная с 19-го века, когда демократия там заработала в полный рост, технологически превосходил весь мир. Тот же Китай, где в свое время порох даже придумали и бумагу. Но где этот Китай был к началу 20-го века?
А что было в СССР? В целом ситуация с технологиями в СССР копировала подход сатрапской России: дадим гражданину Демидову свободу, медали и статус, а он пусть уже дерет с холопов три шкуры. С таким подходом, как показала история, вполне можно сделать качественную кулеврину. Но уже ко времени Крымской войны с Британией и Францией, Россия постоянно проигрывала сражения, поскольку английское ружье стреляло в 2 раза дальше. И в 1941-м ситуация повторилась. Если британские самолеты воевали с немецкими на равных, то в СССР летали на двигателях образца 1925-го года, сделанного опять-таки по британской лицензии. Более того. Для многих будет шокирующим откровением тот факт, что все реактивные двигатели в тогдашнем СССР были сделаны .. по лицензии «Rolls-Royce». Даже получив немецкие образцы и немного немецких инженеров, в СССР, что называется «не шмогли». Пока не приехали британские инженеры и не показали, как закручивать гайки. И не потому что русские тупее британцев, а потому что в СССР миллионам рабочих лошадок от науки полагались только кнут и баланда. Пришел в НИИ, подошел к кульману – получил миску питательного бобового супа. Не пришел – получил под зад пинок. В итоге, в основном все, что было сделано в СССР — все было сделано через задницу.
В Российской федерации система осталась та же – азиатская сатрапия, где у людей нет никаких стимулов ни заниматься бизнесом, ни что-то изобретать. Ну, соберет завтра президент «академиков», стукнет сандалем по столу и скажет: давай стране нанотехнологии! «Академики» сделают под козырек, но бабло и статус в россиянской федерации предусмотрены только для потомственных «академиков». Чего за примерами даже ходить – в том же «изборском клубе» с его копеечными кремлевскими гешефтами и ещё более дешевыми мелкими понтами – все равно собрались только свои, так сказать, «мыслители». О чем тут дальше можно говорить? Какие в жопу боевые роботы и нанотехнологии? Дорогие граждане «президенты» и «академики»! С таким подходом к вопросу, будет у вас на вооружении только танк «Армата» с грубо обточенными большим напильником кусками металла и подогнанными кувалдой деталями. Такие железные заусеницы мы видели только на Т-34 образца весны 1942-го года, когда танки дети под открытым небом собирали. Страшно даже представить, что там внутри. Какие боевые роботы? Какие квантовые компьютеры? Отсюда, наш простой совет «академикам» и тем кто «академиков» дотирует из-за красного забора. Если вам реально нужен какой-то результат в преодолении технологического отставания от Запада – вам не чертежи и не технологии нужно на Западе копировать. В первую очередь нужно копировать его политическую систему образца первой половины прошлого века. Начинать придется с этого. А там не было цирка под названием «выборы». Там были выборы.
Людям, от которых государство что-то требует, нужно для начала вернуть отобранные «приватизацией» деньги, вернуть социальный статус и достоинство. Гражданин должен чувствовать себя полноправным членом социума, защищенным от произвола разного рода мелких бандитов и сатрапов. Гражданин должен быть уверен в своем завтра и в завтра своих потомков, которым он может передать по наследству горбом заработанные блага. Но, в первую очередь, гражданин должен видеть вокруг сложный мир со сложной мотивацией, учитывающий сложный характер человека. Мир опирающийся на справедливость. Не путать только эту справедливость с такой химерой как марксистская так называемая «социальная справедливость». Справедливость, это когда есть правда, — она порождает уверенность в том, что есть смысл что-то делать с полной отдачей, и результат труда не присвоит какой-то дядя. И вот когда в этом сложном мире, уверенный в справедливости народ массово начнет что-то делать с полной отдачей, только тогда и появятся свои роботы, процессоры и нанотехнологии. Никак не раньше. До тех пор, пока патриоты из различных «изборских клубов» не поймут банальной истины, что появление современной экономики и технологий не результат указов и распоряжений, а в первую очередь следствие общественно-экономической среды, ничего в России не появится.
Отсюда, чтобы что-то в России начинать – начинать нужно со справедливости. И будет вам счастье, тем более что Запад сегодня явно скатывается к принципам организации социума самого махрового СССР. Поэтому, если все делать правильно – Россия будет идти вперед, Запад – непонятно куда, что в конечном итоге позволит преодолеть отставание в технологиях не за 50 лет, а за гораздо меньший период. Лет за 20-25. Это если начинать сейчас.
Михаил Салтан, Глеб Щербатов
Источник: ari.ru