Нашу сборную знатно и как-то все ж неожиданно отдубасили в финале чемпионата мира, однако есть и плюс: вдруг наши хоккеисты могут, наконец, ощутить некое родство с нашими же футболистами. Теперь и у них появится ощущение даже не слабости, а именно что другого уровня в сравнении с ведущими соперниками. Да, можно сказать, что Россия проиграла только Канаде (хотя и крупно), однако нельзя не иметь в виду, что «чемпионат мира» — в принципе второразрядный турнир, куда просто по определению и США, и Канада сливают всякий шлак, третий или четвертый состав сборных – а вот Россия, увы, в большинстве случаев представлена почти что всеми сильнейшими… И все равно – ничего не получается.
Вообще интересно задать себе вопрос: как так получается, что 35-миллионная Канада имеет намного больше классных хоккеистов, чем 140-миллионная Россия? Еще более уместен этот вопрос в отношении футболистов. К примеру, почему в Голландии (16 млн человек) всегда (!) больше по-настоящему звездных игроков, чем у нас? Как так? А как же закон больших чисел?
Все это ведь при том, что зарплаты и в хоккее, и в футболе в России нынче – и уже давно – более чем привлекательные. Там спортсмены, прорвавшиеся хотя бы в «середняки», реально получают миллионы, причем в валюте. Футболисты – это вообще признанные представители «мира гламура», предмет зависти для всего народонаселения.
В реальности это означает, что в стране – как и положено – уже много лет действует и включен на полную мощность огромный насос, который втягивает в сферу футбола и хоккея массу молодых, злых, голодных молодых людей, готовых вцепиться в свой шанс зубами. «Морковка», которая висит у них перед носом, невероятно калорийная и аппетитная; судя по цифрам, и футбол, и хоккей у нас в России уже лет 15 – самый натуральный «социальный лифт», который поднимает из самых низов в самые верхи.
А вот по-настоящему классных игроков – нема. В футболе за 20 лет вообще всего одна реально крупная звезда (Аршавин), в хоккее ситуация получше, но, в общем, с реальными мегазвездами тоже напряг. Малкин, Дацюк… Ну, в общем, и всё.
Как так получается? Разговоры о какой-то якобы «генетической неспособности» русского народа к ногомячу и клюшкошайбе сразу же обрываем, как заведомую чушь. Из 140 миллионов человек в любом случае найдутся 10-20 человек с любыми особыми способностями, хоть к футболу, хоть к математике. Значит, дело не в том, что хороших игроков нет – дело в том, что они не проходят «в топ».
То есть в нашем спорте действует отрицательный отбор. Иначе не объяснить.
Но в чем его суть? Почему у нас платятся даже большие миллионы, чем в Голландии, но при этом в Голландии – звезда на звезде, а у нас защитники с миллионными зарплатами пасы отдают в ноги соперникам?
Думается, ответ в самом вопросе: в нашем спорте господствует отрицательный отбор, поскольку сам по себе спорт неспортивен. И есть масса свидетельств, что «подставы», «договорные матчи» и «судейский беспредел» имеют место уже с детского и юношеского футбола и хоккея. То есть гибнет все живое по причине элементарной нечестности игры.
У нас везде, с самого начала – нечестная игра. К ней все привыкли и ее даже не замечают, считают «в порядке вещей». А это не так. Нет спортивного принципа в определении сильнейших – и звезд не будет. Потенциальных «звезд» у нас съедают еще на ранних подступах.
Вот поэтому и нет никого. И не будет. Прорываются только какие-то совсем случайные самородки.
А честной игры не будет, пока не будет реальной частной собственности в спорте. Когда все клубы в той или иной степени принадлежат государству – хозяев нет, и клубы, ведомые посредниками, будут «договариваться».
Без шансов. Мы слабы в командных видах спорта, потому что у нас спорта как такового очень мало. Будет спорт – будут и звезды.
Алексей Рощин
Источник: rosbalt.ru