Трепетные ранимые люди живут в Чехии и Словакии. Посмотрели сочинение «Варшавский договор. Рассекреченные страницы» и принялись строчить ноты протеста. Они не понимают, как страна-победительница может менять убеждения, словно перчатки; подтасовывать факты; реанимировать замшелые идеологические клише.
Они вообще ничего про нас, сегодняшних, не понимают. Потому что у них телевидение просто СМИ, а у нас — плодоносящая ветвь власти. Несколько лет назад с данной ветви раздался клич: «Россия выбрала свое будущее, теперь настало время выбирать прошлое». И назывался сей проект «Имя Россия». И облюбовал электорат, по официальной версии, Невского, по неофициальной — Сталина. И прозрели незрячие: выбор прошлого в качестве подпорки для настоящего не лихой слоган эфира, а стратегия развития великой державы.
Из всей скандальной истории с «Варшавским договором» меня удивило лишь одно — ответ представителя ВГТРК. Петр Федоров, руководитель дирекции международных отношений, был краток: «Фильм соответствует всем канонам журналистики и этическим нормам». Федоров — господин лукавый. Он, как и его выдающийся коллега Дмитрий Киселев, прошел большой путь от безбрежного либерализма (работал на НТВ и РЕН ТВ в их золотой век) до безграничного охранительства. Я готова согласиться с «этическими нормами» — на канале «Россия» они свои, особые. И «каноны журналистики» тоже свои. Но решительно протестую против слова «фильм».
Слепленные воедино два масштабных полотна советских времен «Чехословакия. Год испытаний» (1969) и «Отпор врагам социализма» (1968) припорошены мелким жульничеством с обрывками сегодняшних синхронов, цитат, свидетельств. Соусом к унылому крошеву служат мантры о защите принципов социалистического интернационализма. Обещанные рассекреченные страницы, разумеется, отсутствуют. Зато финал поражает воображение беспредельным цинизмом: «Главная тайна «Варшавского договора» — взаимное уважение стран-участниц и подлинно равноправные отношения ради безопасности и дружбы между народами». После просмотра нежные европейцы захлебнулись уважением и застонали от безопасности. Не исключено, что к ним подтянутся американцы. Чтобы два раза не вставать, известный ястреб Леонид Ивашов погрозил кулаком Америке, мол, сдержать ее можно только одним — «причинить непосредственный ущерб территории США».
Кстати, лет семь назад «Россия» показала сочинение «Жаркое лето 68-го». Сигналом тревоги прозвучала фамилия режиссера — Вадим Гасанов. Он тогда ходил в мастерах древнего, как борьба миров, приема — использовал прошлое в качестве пропаганды настоящего. Гасанов рассекретил страшное: ввод наших войск в Чехословакию ни в коем случае не связан с «Пражской весной», а только с коварными происками ЦРУ. Тогда мне еще казалось, что только самые темные зрители готовы принять смутные прозрения Гасанова хоть про Украину, хоть про Венгрию, хоть про Чехословакию за истину в последней инстанции.
Я ошибалась. По сравнению с нынешними историографами от ВГТРК уже и своевременно исчезнувший с горизонта Гасанов не так страшен. История, разогретая современностью, подчиняется той же логике, сообразно которой возводит свой храм Соловьев. Здесь и сейчас обустраивается параллельная реальность, где облекается в правильные фразы и версии жизнь страны. История в ящике и просто история — два разных предмета. Верность исторической правде во всем мире категория относительная. В наших широтах, где привычнее жить либо прошлым, либо будущим, но непременно — в обход настоящего, она относительна вдвойне. Кто определяет интересы России, тот и устанавливает правду.
Остается вопрос: зачем? Какие цели сегодня преследует бездарнейшая агитка про Варшавский договор и защиту социалистических идеалов? Ведь еще живы свидетели событий, включая тех, кто вышел на Красную площадь. Зачем же им рассказывать легенды и мифы Пражского майдана? Главная мелодия сочинения — гимн изоляционизму. Этого хотят? Специально планировали разозлить тех совсем уже немногих европейцев, которые поддерживают Россию? Пока это единственное достижение «рассекреченных страниц». Превратив обиду на весь мир в краеугольный камень политики, виртуозы политмыла с особым рвением обижают других.
На подходе евреи. Екатеринбургская прокуратура уже проверяет тору на экстремизм. Дело в высшей степени перспективное. Скоро подрастет второе поколение россиян, незнакомое со словом «социализм», а телевизор все продолжает и продолжает защищать его завоевания.
Слава Тарощина
Источник: novayagazeta.ru