Уже более четверти века, любимым занятием грузинских политиков, журналистов и представителей «экспертного сообщества» является выискивание «агентов Москвы» во властных коридорах, в первую очередь в правительстве. Размышления об этом сводятся к теме, кого считать просто «агентом Москвы» а кого «агентом влияния Кремля». Такая атмосфера вовсе не способствует созданию нормальных условий для развития отношений с соседним государством даже в случаях, когда выгода от сотрудничества в тех или иных конкретных сферах совершенно очевидна. Над властями постоянно висит «дамоклов меч» обвинений в пророссийскости, а то и продаже интересов Родины.
Основатель правящей коалиции «Грузинская мечта», миллиардер Бидзина Иванишвили в самом начале своей политической деятельности столкнулся с этой проблемой и, чтобы избежать обвинений, объявил о продаже всех своих российских активов. О деталях он, разумеется, не распространялся, но точно известно, что бывший владелец банка «Российский кредит» и многих других успешных предприятий в РФ, действительно продал все, за исключением своего пакета акций (по некоторым данным 1%) в «Газпроме», выручив, в общей сложности, около 2 млрд. долларов.
Но этим он не избежал стандартных обвинений. Экс-президент Саакашвили и его соратники немедленно «уличили» миллиардера в том, что он «сговорился с президентом Путиным, который позволил ему продать активы, чтобы затем вложить эти деньги в изменение прозападного вектора Грузии».
Схема получилась довольно сложная, но с учетом уже многолетней традиции, она все еще продается и считается востребованной если не в обществе, то, по крайней мере, в политическом классе страны.
А если бы Иванишвили не продал свои российские активы, те же люди обвиняли бы его в зависимости от Кремля. Так что, хороших ходов тут не было, но Бидзина Иванишвили, который, несмотря на всю его чудаковатость, человек безусловно умный, выбрал меньшее из зол.
Зато он получил возможность создать беспрецедентный для Грузии механизм взаимодействия с Россией в условиях отсутствия дипломатических отношений. Этот механизм называется «переговорный формат Карасин-Абашидзе». Замминистра иностранных дел РФ Григорий Карасин и спецпредставитель премьер-министра Грузии Зураб Абашидзе периодически встречаются в Праге, и именно на основе этого формата Грузии удалось решить ряд важнейших проблем: вернуть на российский рынок свою сельхозпродукцию, вино и «Боржоми», возобновить регулярное авиасообщение, а также, освободить из российских тюрем несколько своих граждан, арестованных по обвинению в шпионаже в 2008 году.
Тем самым, Бидзина Иванишвили, явно опасающийся обвинений в пророссийскости, создал прецедент и конкретный формат прагматичного сотрудничества с Россией по конкретным темам — без налета бурных кавказских эмоций, всегда свойственных отношениям Грузии с северным соседом.
Можно ли считать формирование такого механизма проявлением пророссийскости? Условно да, если признать, что прагматизм и пророссийская ориентация — в Грузии синонимы. Но такое отождествление настолько некомфортно для прозападных сил, что они критикуют формат «Карасин-Абашидзе» все реже. И это при том, что Бидзина Иванишвили не инициировал восстановление дипломатических отношений с Москвой, не отказался от курса на вступление в НАТО и ЕС. Более того, именно его коалиция «Грузинская мечта» добилась подписания исторического соглашения «Об ассоциации с ЕС».
Вторым кандидатом на роль пророссийского политика в грузинском правительстве, безусловно, является вице-премьер по вопросам энергетики, бывший защитник ФК «Милан», Кахи Каладзе. Его начали подозревать после того, как, комментируя украинский «Майдан», он неожиданно сказал, что большинство киевлян вовсе не поддерживают очередную революцию. Каладзе прожил в Киеве важную часть своей жизни, играя за киевское «Динамо», и у него на Украине очень много друзей. То есть вице-премьер знал, о ком и о чем он говорит, но это заявление вызвало такую бурю, что с тех пор Кахи Каладзе осторожно подбирает слова, говоря о любых совместных с РФ проектах. Вернее, он вовсе не говорит об этом, даже не заикаясь, например, о продаже «Газпрому» стратегического газопровода, проходящего по территории Грузии. А ведь возможность такой сделки допускал даже Михаил Саакашвили, несмотря на всю его непримиримость по отношению к Москве.
Бидзина Иванишвили формально уже не является руководителем правительства: Кабмин возглавляет Ираклий Гарибашвили, в недавнем прошлом лучший и самый успешный менеджер в огромной империи миллиардера. Но грузинские политики нет-нет, да и заводят старую песню о пророссийскости Иванишвили и Кахи Каладзе, опасаясь, что пресловутый прагматизм» в конец концов, может вылиться в более масштабные проекты развития двусторонних отношений.
Георгий Калатозишвили
Источник: kavpolit.com