Президент Литвы Даля Грибаускайте выступила с ежегодным посланием Сейму республики. В нём Грибаускайте уже традиционно рассказала о внешних угрозах Литве, об «агрессивном внешнем соседстве», об увеличении внимания к безопасности и обороне. При этом в нынешнем послании главы государства было крайне мало конкретики: о многих своих достижениях г-жа президент не упомянула вовсе: вероятно, из скромности.
За последние три года ежегодные послания президента Грибаускайте Сейму Литвы превратились в особый литературный жанр со своими неписаными законами. Этот жанр генеалогически близок к минутке политинформации от советского замполита, призывающего идеологически нестойких товарищей быть бдительными, ибо рыщут, рыщут возле наших границ империалистические хищники, и агенты иностранных разведок уже тянутся своими вражескими щупальцами к сокровенным тайнам нашей Родины.
«Вторжение России в Украину, организация «Исламское государство» и терроризм, приобретающий новые формы, нестабильность в Африке, череда зон вооруженных конфликтов – такова геополитическая реальность», — заявила в частности президент Литвы, косвенно повторив свои знаменитые слова о «террористическом государстве». «Прямая и ясная позиция Литвы по военным угрозам, энергетическому и экономическому шантажу, информационной войне услышана в Евросоюзе, НАТО и ООН», — это о том, какая Литва благодаря заявлениям своего президента прогрессивная и передовая: по части борьбы с Россией она впереди планеты всей!
В других странах едва ли додумались бы называть скандальные заявления своих первых лиц успехами внешней политики. Но Литва живёт в особой системе координат, в которой несомненное достижение уже то, что её руководство услышали в Евросоюзе, НАТО и ООН (даже не важно, как именно: разразились аплодисментами или покрутили пальцем у виска — главное, что услышали). Ну да, в конце концов, Литва — независимая страна и имеет право сама назначать себе критерии успеха.
Правда, в таком случае нынешнее послание Дали Грибаускайте литовскому Сейму выглядит слишком скромным: многие выдающиеся по литовской системе координат достижения там не упомянуты. Постараемся восполнить этот пробел.
1. Борьба с экономической «пятой колонной».
Объём экспорта литовской продукции в Россию в первых месяцах 2015 года сократился на 60,5% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. При этом из-за санкций и контрсанкций, которых так неистово добивалось литовское руководство в Брюсселе, объём экспорта пищевых и сельскохозяйственных продуктов литовского происхождения в Россию составил на 85% меньше, чем в январе-феврале прошлого года. По оценкам Danske bank в абсолютных цифрах потери литовских товаропроизводителей от «войны санкций» составили 1,5 млрд евро. Закупочные цены на молоко в Литве за год упали на треть, при этом продается молочная продукция ниже себестоимости, а необходимых компенсаций производители литовской пищевой продукции не получили ни от Евросоюза, ни от родной страны. Фактически это означает гибель литовской молочной и в целом сельскохозяйственной промышленности, продукция которой шла в основном в Россию. К этому стоит добавить многочисленные банкротства транзитеров в связи с сокращением грузоперевозок из-за санкций. Литовские перевозчики то подвергались усиленным проверкам на таможне после речи своего президента о «террористическом государстве», то оставались без транзита через Клайпедский порт после предложения presidente применить против России 5 статью Устава НАТО.
В итоге, согласно Eurostat, 31% населения Литвы находится на пороге бедности, а безработица в стране прогнозируется на уровне 10,5%.
И всё это выдающиеся достижения. Серьёзно. Ведь теперь зарабатывающая на жизнь бизнесом с Россией «пятая колонна» вынуждена эмигрировать из страны. «Мы не можем говорить ни о танках, ни об оружии. Мы сможем их смазывать маслом, когда будет некуда его девать. Вот тогда и будем сидеть и думать о том, что мы наделали», — заявлял год назад в эфире ЛРТ владелец группы предприятий Šiaurės vilkas Вилюс Кайкарис. Как в воду глядел: литовское масло теперь некуда девать — хоть танки им смазывай. Достижение? Для Литвы — безусловно.
2. Военный лагерь размером со страну.
За год между двумя президентскими посланиями Дали Грибаускайте Литва превратилась в психиатрическую больницу из фильма «Пролетая над гнездом кукушки», в которой пациентов доводила до припадков терапевтическими беседами сестра Рэтчед — нервозная старая дева, скрывающая за холодным голосом и презрительным взглядом диктаторские наклонности. К таким же припадкам приводит и «охота на ведьм», с новой силой обострившаяся усилиями г-жи президента. Заявления Грибаускайте, что Россия на Литву уже напала, нескончаемое ожидание «зелёных человечков», обыски в русских школах и допросы учителей, возвращение воинского призыва, рассылки методичек с инструкциями, как вести себя в случае оккупации, истеричные рассуждения экспертов, сколько нужно будет продержаться Литве до прихода союзников и что делать, если статья НАТО о коллективном отражении агрессора не сработает и союзники не придут.
Ожидание так и не наступившей российской агрессии превратило Литву в военный лагерь и осаждённую крепость, где любые споры с Верховной главнокомандующей (особенно в части внешней политики) приравниваются к измене.
Соответственно, всё то, что в других странах совокупно называется мракобесие и «охота на ведьм», в Литве называется «объединение нации перед лицом внешней угрозы». Даже если внешней угрозы нет… Но что значит «нет»? Президент сказала, что она есть, значит, она есть — поэтому и надо всем объединяться вокруг президента. Достижение? Несомненно.
3. Информационная стерильность
За год в Литве поочередно были запрещены сразу несколько российских телеканалов. Чтобы сделать эту практику системной в Сейме приняли закон об информировании общества, позволяющий полностью блокировать неугодные СМИ и вводящий в качестве юридического термина понятие «запрещённая информация». Такой может быть признана, например, информация о прошлом президента Грибаускайте: о том, чем она занималась в Ленинграде, кто её устроил на работу в Вильнюсскую партшколу, в каком году точно она вышла из КПСС, почему США требовали отозвать её из литовского посольства в Вашингтоне, кто её отправил на учебу в Америку и какое влияние на карьеру Дали Поликарповны оказал КГБ. Нельзя давать неокрепшему уму литовского обывателя подобную информацию — для этого и закон об информировании общества: литовскому обществу теперь будут давать проверенную и очищенную информацию, согласованную и одобренную во дворце на Дауканто.
4. Литва — лучший друг «новой Украины»
За минувший год Литва стала первой и единственной страной в мире, официально и торжественно поставившей украинской армии оружие для ведения войны на Донбассе. Весь остальной мир, включая Соединенные Штаты, в итоге категорически отказался от этой идеи, высказавшись за мирное урегулирование, поиск компромиссов и последовательное выполнение Минских договоренностей, так что позиция Литвы потерпела полный дипломатический провал. Но это только со стороны так кажется, а в самой Литве достаточно просто отказаться от рефлексии на тему итогов украинской политики Грибаускайте и Линкявичюса, прибегнув к термину «запрещённая информация», и далее см. пункт 3. И тогда обнаружится, что эти итоги блестящи: Далю Грибаускайте на Украине признали человеком года, Вильнюсский саммит вошёл в историю, президент Порошенко помахал литовским флажком.
Наконец, при яростной поддержке Литвы Евросоюз ввел-таки санкции против Москвы: в полном соответствии со «Стратегией сдерживания» Андрюса Кубилюса, в Европе стало больше Америки и меньше России!
Правда, для Литвы эти санкции обернулись экономической катастрофой, но это тоже достижение .
5. Энергетическая Independence
«Политическая завышенная» цена российского газа для Литвы составляет 370 долларов за тысячу кубометров. Рыночная цена с арендованного у норвежцев СПГ-терминала «Independence» оценивается экспертами в 563 доллара. Литовские президент и правительство затевали эпопею с СПГ-терминалом, чтобы снизить цены на газ с помощью рыночной конкуренции между поставщиками. В итоге цены на отопление для литовцев после открытия СПГ терминала выросли на 7%, потому что государство в принудительном порядке заставляет энергетиков закупать дорогой норвежский газ вместо дешёвого российского. И будут только расти, потому что для того, чтобы затраты на терминал окупились, его оборот должен составлять от 10 млрд. кубометров газа и более, а Литве нужно в 10 раз меньше.
Но это, разумеется, тоже достижение Литвы и её президента — любой литовский патриот вам скажет, что 563 доллара это меньше, чем 370 долларов, а если кто-то в Литве считает иначе, то он не патриот и за ним уже выехал Департамент госбезопасности.
6. Чувство стиля
За отчётный период если не весь мир, то вся Европа точно в очередной раз узнали, кто такая Даля Грибаускайте. Кто еще в ЕС при каждом удобном поводе поминал грядущую третью мировую, навязчиво сравнивал Путина с Гитлером, рассказывал про «террористическое государство», назойливо требовал от старших партнеров защитить её маленькую страну от отсутствующей российской агрессии? Какая ещё страна в Европе гордилась тем, что остановила «российскую агрессию» на песенном конкурсе «Евровидение», исказив результаты зрительского голосования так, что Россия не получила от Литвы ни одного балла? Чей ещё президент прямо в эфире устроил скандал иностранному журналисту за то, что тот задавал несогласованные вопросы?
Возможно, для любой другой страны такая политика и такой политический лидер — катастрофа и национальный позор. Но у литовского руководства своё особое счастье, и надо его уважать, а не лезть в чужой монастырь со своим уставом. «Охота на ведьм», отключение телеканалов, шпиономания, паранойя и лично presidente Грибаускайте с её публичными выступлениями — это уже часть литовской политической культуры. Такими темпами неудивительно, если, например, на следующее «Евровидение» Даля Грибаускайте поедет лично сдерживать «российскую агрессию». В качестве конкурсантки будет своё послание читать речитативом. Тогда точно все европейцы узнают и о Литве, и о «угрозе с Востока», а следующее «Евровидение» обязательно пройдёт в Вильнюсе!
Александр Носович
Источник: rubaltic.ru