Известный бедностью, преступностью и бананами Гондурас идет на отчаянный эксперимент: стремясь привлечь иностранный бизнес, он отдает часть своих территорий в полное распоряжение инвесторов. Эти идею правительство позаимствовало в Университете Нью-Йорка.
Центральноамериканский бедняк Гондурас стал плацдармом для уникального эксперимента. Часть территорий страны уходят под контроль иностранных инвесторов, для которых разработаны специальные правовая и налоговая системы.
Здесь внедрят так называемые зоны трудоустройства и экономического развития (на испанском ZEDE — Zona de Empleo у Dessarollo Economico). Первоначально такие зоны будут действовать на тихоокеанском побережье страны, охватывая муниципалитеты Алианца, Накаоме, Амапала и Исла-дель-Тигре. Здесь среди прочего правительство планирует развивать порты, а также специальные лаборатории для разработок в области сельского хозяйства и промышленности.
Таким образом, в Гондурасе в скором времени появятся так называемые государства в государстве: внутри ZEDE будут функционировать свои законы, система образования, своя полиция и даже суды. Законодательство зон значительно отличается от законов Гондураса, и власти контролируют ZEDE лишь формально.
Идею Гондурас позаимствовал у экономиста Университета Нью-Йорка Пола Ромера. Еще в 2009 году Ромер предложил в качестве инновационной стратегии экономического развития строить новые города в бедных странах. Новые чартерные города — как американец назвал их — должны координироваться из развитых стран, известных верховенством закона. Каждый такой город будет своего рода страной внутри страны, и он должен привлекать трудолюбивых и законопослушных людей со всего мира. А приоритетом инвестиций будет развитие инфраструктуры.
По задумке Ромера, такие островки экономической свободы должны оказывать давление на власти страны и заставлять ее очиститься от коррупции.
Над воплощением такого проекта в Гондурасе трудятся американские аналитики Майкл Стронг и Майкл Клюгман (он некогда работал спичрайтером экс-президента США Рональда Рейгана), а также сын Рейгана Майкл Рейган. Со стороны Гондураса в проект привлечен Гуиллермо Пена Пантинг, исполнительный директор гондурасского исследовательского центра Fundation Eleutera — он непосредственно руководит разработкой проекта ZEDE.
В интервью НВ Пена Пантинг рассказывает, что целью ZEDE является создание небольших автономных районов с пилотными реформами. «Особенность такого подхода в том, что если будут допущены ошибки, то их можно быстро исправить, и это не будет влиять на всю страну,- объясняет Пена Пантинг — Также ZEDE не будет использовать деньги государства, а только частных застройщиков, которые рискуют исключительно своим капиталом».
Чартерные города
К эксперименту с внедрением ZEDE власти Гондураса подтолкнуло его бедственное положение. ВВП на душу населения в этом проблемном государстве Латинской Америки один из самых низких в регионе ($4.700), и около половины населения живут за чертой бедности.
Впрочем, гондурасцы живут недолго: согласно статистике, люди старше 65 лет составляют менее 4% населения (для сравнения: в Аргентине — около 11%). Каждый десятый юный гондурасец в возрасте от 10 до 18 лет не учится и не работает, а значит, может легко попасть в криминальную среду, весьма обширную в этой стране. А те, кто учится, не получают всех знаний сполна: качество здешнего образования расценивается международными аналитиками как очень плохое. Соответственно, эксперты ставят Гондурасу неутешительный диагноз, называя его страной крайне малых возможностей.
К тому же это столица мировой преступности: согласно данным масштабного исследования, проведенного ООН, Гондурас занимает первое место в мире по числу убийств на душу населения (90,4 случая на 100 тыс. жителей). Ежегодно здесь от рук преступников погибают более 7 тыс. человек. Ситуацию усугубляет и тот факт, что, находясь между двумя крупнейшими производителями и потребителями наркотиков — Мексикой и Колумбией,- страна фактически превратилась в наркокоридор.
Также ее называют банановой республикой в полном смысле этого слова: бананы составляют основу гондурасского экспорта, а владельцы банановых плантаций, как правило, относятся к политической элите страны. Кроме экзотических фруктов, предметом экспорта являются морепродукты (креветки и лобстеры), сигары, пальмовое масло и древесина. А социологи видят среднестатистического жителя Гондураса рыбаком, зарабатывающим в лучшем случае $150-300 в месяц.
Путешественники отмечают, что здешние города мало чем отличаются от деревень — всюду слабо развита инфраструктура, и добраться из одного населенного пункта в другой довольно проблематично.
До недавнего времени государство раздирала ожесточенная борьба за власть. В 2009 году здесь произошел военный переворот, и президент Мануэль Селайя, пытавшийся продлить свой срок правления при помощи изменения конституции, был отстранен от власти. На место известного своими левыми взглядами Селайи пришли представители более правой Национальной партии Гондураса — президент Порфирио Лобо, которого затем сменил Хуан Орландо Эрнандес. Именно они и начали консультации с западными экономистами, а затем решились на рискованные реформы.
Хотя велосипеда они не изобрели: по мнению Пены Пантинга, все элементы, которые составляют законодательство ZEDE, уже используются в мире. Статус свободной зоны имеют более 4.000 территорий, полицейская система, где отделения подчиняются местному гражданскому самоуправлению, существует в США, отдельную фискальную политику ведут индейские резервации и швейцарские кантоны, подобная система судопроизводства используется в Арабских Эмиратах, а низкий налог и отсутствие пошлин на импорт и экспорт использует Европейское экономическое сообщество. Также частное развитие бизнес-городов происходит в Южной Корее и некоторых других районах специального назначения по всему миру.
Тем временем на развитие ZEDE в Гондурасе уже нашелся крупный инвестор: правительство Южной Кореи выделило на эти цели $40 млн.
Джордж Колиндрес, юрист, задействованный в создании ZEDE, одной из самых сильных позиций проекта считает используемый в нем «потолок» налогообложения. Например, налог на прибыль определен в 12%, а налог с продаж — в 5%. «Они могли бы даже платить 0% налога «,- улыбается Колиндрес, который знает, чем привлечь инвесторов.
«Когда компании начнут искать, где бы им обосноваться в Центральной Америке, они не будут иметь лучшего выбора, кроме как поселиться в Гондурасе»,- оптимистичен Колиндрес.
Спор с народом. Гондурасский опыт уникален тем, что он собрал коллекцию лучших практик, которые никогда не были реализованы вместе, при этом ничего нового не изобретая, считают эксперты. Они называют идею чартерных городов действенным механизмом, который способен заставить Гондурас пойти на масштабные институциональные реформы (комплексное преобразование политических, правовых и социальных институтов) — то, к чему стремятся многие развивающиеся страны.
Тем не менее план ZEDE приобрел в Гондурасе немало противников, которые называют его неолиберальным даром богачам, продолжением олигархического правления и даже угрозой демократии. Особенно много скептически настроенных по отношению к так называемым чартерным городам среди простых гондурасцев.
Один из них, Карлос Альберто Сальгадо, утверждает, что под проект уже привлекаются лучшие земли страны. Он убежден, что вся прибыль от ZEDE достанется богачам и политикам, а простые люди, как всегда, останутся ни с чем. «Те, кто поддерживают этот проект, продают родину»,- заключает Сальгадо.
Пена Пантинг слышит такое не впервые. Он допускает, что пока по ZEDE в стране ходит много вводящей в заблуждение информации, что вкупе с общим недоверием к правительству приводит к такому отношению его соотечественников к проекту. Аналитик подчеркивает, что лично он не является ни чиновником, ни публичным лицом, ни представителем какой-то политической партии. Он уверяет, что этот проект не является клановой сделкой и не предполагает никаких юридических или бизнес-монополий ни для кого.
«Я смотрю в будущее, а простые гондурасцы, к сожалению, выражают свое мнение, основываясь на прошлом»,- сожалеет Пена Пантинг. Если чаще встречаться с населением и объяснять ему все резоны ZEDE, люди сами попросят поскорее внедрять проект, убежден он.
Ему в унисон другие организаторы проекта чартерных городов подчеркивают его демократизм: они рассматривают ZEDE как зоны, одинаково открытые для любого гондурасца, иностранца и бизнеса.
К тому же ZEDE не является эксклюзивным и обособленным районом внутри государства, и живущие вокруг зоны люди тоже должны чувствовать пользу от такого соседства. Привлекательные рабочие места, прозрачная правовая база и опыт приехавших в страну иностранных бизнесменов и высококвалифицированных работников должны сослужить хорошую службу местным жителям.
Этот проект — не более чем локальное применение закона с импортом юридического опыта других стран, подчеркивает Пена Пантинг. Также важно понимать, что правовую систему не отдают под контроль ни иностранным правительствам, ни иностранным инвесторам. «Да, мы считаем, что у нас достаточно сил для реализации этого,- говорит он.- Мы сможем значительно сократить коррупцию — по крайней мере, сначала в ZEDE, а затем путем давления и на остальную систему».
Источник: euroua.com