В то время как в Донбассе продолжает идти фактически гражданская война, Украина стремится перейти в наступление на другом важном поле боя — в Интернете.
Грезы о «троллях»
С целью борьбы против российской пропаганды, которой в Киеве называют любую новость или статью, где высказывается отличное от их позиции мнение, сомнительное министерство информации создает армию добровольцев-блогеров. Их задачей является разоблачение «дезинформации» в российских СМИ и создание видимости обилия проукраинских взглядов в мировой паутине.
Однако многие интернет-авторы скептически относятся к такой затее, справедливо опасаясь, что она станет еще одним примером подражания Украины «пропагандистской машине» России: в западных и российских СМИ уже не раз появлялась информация о том, что Москва якобы использует армию интернет-активистов («троллей»), которым платят за их влияние на интернет-аудиторию и провокацию дебатов в социальных сетях (накануне пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков опроверг связь Кремля с какими бы то ни было «троллями»).
По сути информационное украинское министерство стремится противостоять, так называемому, нападению российских СМИ, которые уже не раз подтверждали, что публикуют достоверную информацию вместо так привычных на Западе голословных обвинений или необоснованных доводов.
Вербовка «информационных войск» началась 23 февраля, с того момента как начал свою работу сайт i-army.org. Задача этих «войск» состоит в борьбе с российскими «ботами», «поддельными» новостями и «психологическим давлением». Информационное агентство комментирует создание интернет-армии следующим образом: «За прошлый год нам удалось создать мощную боеспособную армию, которая защищает нас на Донбассе. Теперь пришло время противостоять российским оккупантам и на информационном поле».
Блогеры, вступившие в интернет-войска рассказывают, что их первой задачей было создание новых аккаунтов в социальных сетях от лица жителей Восточной Украины. На эти аккаунты они должны были добавлять по 10 друзей в день. Многие интернет-пользователи скептически отнеслись к идее, они считают что «войска» будут делать то же самое, что и «российские боты». На эти опасения министр информацииЮрий Стець, в интервью российскому сайту «Медуза», сообщил, что они нацелены только на распространение правды.
Может, лучше просто говорить правду?
Но набор онлайн-армии — это только один из спорных шагов, предпринятых для борьбы с московской пропагандой. В конце 2014 формирование министерства информации было приравнено, некоторыми его противниками, к оруэлловскому «министерству правды». В феврале Стець объявил о намерении создать новый англоязычный канал «Украина Завтра» для трансляции за рубежом.
Украинские СМИ в целом не в восторге от киевской контрпропаганды. Журналиста Кристина Бердянскихнаписала на веб-сайте еженедельника «Новое время»:»Нынешний кризис и война не должны учить нас лгать. Вернуть доверие обратно будет очень трудно. Говорить правду это ведь тоже патриотично, не так ли?». Той же позиции придерживаются и создатели ресурса «Телекритика». Они утверждают, что наиболее эффективный способ борьбы с дезинформацией, это предоставление «честных и всесторонних данных».
Украинские власти больше всего подвергались критике за преуменьшение информации о жертвах и потерях в важных сражениях, таких как битва у аэропорта Донецка и у железнодорожного узла Дебальцево. Итог их деятельности подводит еженедельник «Зеркало недели»: «Такая ложь еще более унизительна, потому что она легко опровергается врагом».
Георгий Аветисян
Источник: riafan.ru