На уходящей неделе самым популярным стал слух о возможном созыве внеочередного заседания Совета Федерации. Всем памятно, как в 2014 году в таком же авральном порядке сенаторы предоставили Владимиру Путину право на применение военной силы на территории Украины. Как следствие, внезапная просьба главы верхней палаты российского парламента Валентины Матвиенко к коллегам о том, чтобы они никуда далеко не уезжали в ближайшие дни, немедленно обросла самыми невообразимыми домыслами.
Возникло сразу несколько взаимоисключающих версий насчет того, зачем могло бы понадобиться внеочередное заседание Совфеда, причем одна скандальнее другой. Любители глобальной конспирологии говорят, что началась подготовка к досрочным выборам президента. Якобы зачем-то для этого нужен Совет Федерации (речь, вероятно, идет о назначении даты новых выборов). Однако вариант этот выглядит совершенно невероятно, тем более на фоне сохраняющейся неясности со сроками выборов в Госдуму.
Второй вариант напрямую связан с обострением ситуации вокруг Приднестровья. В околокремлевских кругах прямо говорят о возможности «размораживании» конфликта и начале там военных действий вплоть до прямого вмешательства России с целью защиты находящихся там граждан РФ. Якобы на закрытом совещании в администрации президента всем кремлевским экспертам раздали указание о том, как необходимо комментировать события в Приднестровье. Обязательно надо говорить, что там проживает 160 тысяч российских граждан. Нельзя забывать и о том, что губернатором Одесской области назначен экс-президент Грузии Михаил Саакашвили, имеющий опыт военного конфликта с Россией в 2008 году на территории самопровозглашенной Южной Осетии.
Потому слухмейкеры и блогеры и заговорили о подготовке то ли к присоединению к России Приднестровья, то ли к официальному признанию Москвой его независимости от Молдавии и установлению той или иной формы ассоциации с Россией. Действительно, для этого решения теоретически требуется решение Совета Федерации. Однако вначале этот вопрос должна рассмотреть нижняя палата российского парламента, где ни о чем подобном пока не слышали.
Гораздо логичнее выглядит слух о принятии решения о досрочных выборах депутатов Госдумы, с переносом их с декабря на сентябрь 2016 года, как этого хочет Кремль. Это наиболее вероятный вариант, который может быть осуществлен в случае, если Кремль решит проводить досрочные выборы нижней палаты парламента с помощью изменения законодательства или выберет вариант просто переноса даты выборов решением самой Госдумы, что может потребовать утверждения Советом Федерации.
Есть, впрочем, вариант еще проще. Речь о принятии до осени какого-то закона, который сейчас не успевает рассмотреть в сроки Госдума. Слухов об этом нет, но так уже несколько раз бывало.
Раз уж внеочередное заседание Совета Федерации все равно потребуется, кремлевская пропаганда использовала его для того, чтобы сделать максимальное количество информационных вбросов и запутать внешних и внутренних наблюдателей, а заодно максимально накалить обстановку накануне саммита «большой семерки» и принятия решения о сохранении, пересмотре или отмене санкций Евросоюза против России.
Отдельный интересный сюжет связан со слухами, которыми уже сейчас обрастает запланированная на 10 июня встреча Владимира Путина в Ватикане с Папой Римским Франциском. Эксперты говорят о том, что Ватикан может стремиться через Путина выстраивать коммуникацию с Русской православной церковью, контакт с которой в последние два-три года почти полностью утерян. Встреча якобы пройдет по инициативе Папского престола. И это выглядит логично.
Однако существует слух, что Кремль сам выбрал Ватикан в качестве одного из своих посредников на переговорах с Западом, поскольку уровень доверия к Папскому престолу в Москве значительно выше, чем к ОБСЕ и ООН или таким формально нейтральным в нынешнем конфликте с Западом странам как Сербия, которые также стремятся играть посредническую роль. По этой версии встреча пройдет по инициативе Кремля и через Ватикан Путин намерен передать Западу какие-то свои условия установления мира на Украине, которые он не готов транслировать ни публично, ни в телефонных беседах с европейскими лидерами.
Есть также вероятность, что Кремль в принципе попытается заручиться поддержкой Ватикана в своей «консервативной» политике, поскольку ее приверженцы хотя и негативно относятся к католической церкви, все же считают ее потенциальным союзником в борьбе с Западом.
На фоне этих слухов, так или иначе связанных с международной политикой, события во внутрироссийской жизни отошли на второй план. Например, не успела пресса написать о том, что в околокремлевских кругах об отставке министра культуры Владимира Мединского говорят как о деле решенном, как об этом слухе почти сразу все забыли.
Между тем это часть большой скандальной «культурной войны» за влияние не только на ведомство Мединского, но и на всю культурную политику (и, разумеется, бюджеты) в целом. На минувшей неделе утверждалось, что на место Мединского якобы планируют назначить то ли бывшего главу департамента культуры московского правительства Сергея Капкова, которого относят к системным либералам, то ли, напротив, Елену Ямпольскую — главного редактора ультрареакционной газеты «Культура».
Отставка Мединского и правда считается весьма вероятной, но решение о том, кто станет министром культуры, как и в 2012 году, принимать будет лично Владимир Путин, поскольку политизация этой сферы в России очень высока. Соответственно, не исключен ни один из называемых вариантов, первый из которых означает победу либералов, а второй -мощный триумф так называемых «патриотов». Однако, как это и было в прошлый раз, Владимир Путин, скорее всего, выберет какого-то неожиданного «своего» человека. А само увольнение Мединского вряд ли случится раньше, чем отставка правительства в целом, чего пока ожидают не раньше осени.
А вот уход со своего поста президента Северной Осетии Таймураза Мамсурова случился уже сейчас. У Кремля осталось всего несколько дней до 12 июня, чтобы удалить всех неугодных глав регионов и поставить на их место тех, кого в Москве хотели бы видеть у руля после сентябрьского Единого дня голосования. Назначенные позднее просто не успеют принять участия в выборах, и им придется оставаться в статусе исполняющих обязанностей до 2016 года.
Скорее всего, как уже ранее писал «Росбалт», Мамсуров — это только начало. Под вопросом по-прежнему политическое и административное будущее руководителей Карелии, Тверской и Свердловской областей, а также еще нескольких регионов, чьи губернаторы не пользуются большой популярностью в народе или в Кремле (подробнее об этом читайте здесь).
Слухи о том, что Мамсурова уволят, а его потенциальный преемник уже прибыл во Владикавказ в сопровождении десанта из Москвы, появились в Северной Осетии еще на прошлой неделе.
Как говорят слухмейкеры, опять работает «стратегия Дмитрия Козака», то есть, опора на местные кланы. Убирая действующего главу республики, Кремль выдвинул на его место бывшего главу верховного суда Северной Осетии Тамерлана Агузарова. Он известен тем, что близок к клану Дзасоховых, то есть, окружению предшественника Мамсурова на президентском посту. Насколько это хорошо для весьма коррумпированной, но достаточно спокойной Северной Осетии пока сказать сложно.
При этом надо не забывать и про Южную Осетию, ведь ходит слух, что план по объединению двух республик в составе России все еще существует, хотя и отложен пока в долгий ящик.
Иван Преображенский
Источник: rosbalt.ru