Сегодня: г.

У России проблемы с ракетами из-за Украины

Россия и Украина тесно связаны между собой в области космической техники. Однако Москва хочет стать независимой в области доступа в космическое пространство: российские ракеты должны будут в будущем состоять только из российских комплектующих.

Россия заявила о том, что в ракетно-космической области она будет добиваться независимости от импорта. Но пока не ясно, как это будет выглядеть в реальности. В принципе, существует две возможности: либо будут копироваться уже существующие технологии, либо будут разрабатываться новые, собственные виды техники.

Ответственный за эту отрасль вице-премьер Дмитрий Рогозин объявил о том, что для решения возникшей проблемы в кратчайшие сроки будет создана национальная микроэлектронная промышленность. Но пока она сможет достичь уровня, необходимого для осуществления космических запусков, пройдут годы. В результате в опасности оказывается выполнение требования президента Владимира Путина об обеспечении гарантированного собственного доступа в космос.

Пока в области космической техники существует промышленная и технологическая зависимость России от других стран СНГ, и при этом Украина занимает особое, исторически сложившееся место.

Как было подчеркнуто недавно специалистами Королевского института по исследованию вопросов обороны и безопасности (RUSI), украинские поставки составляют всего 4,4% от российского импорта в области ракетно-космической техники. Однако некоторые из этих позиций, по мнению британских специалистов, являются просто жизненно важными.

Двигатели для межконтинентальных ракет

Об этом, естественно, знает и украинский президент Петр Порошенко. Своим указом, подписанным в августе 2014 года, он ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны «О мерах по прекращению экспорта в Российскую Федерацию товаров военного назначения и двойного использования».

Исключение при этом сделано только для космической техники, «которая применяется для исследований и использования космоса в мирных целях в рамках международных космических проектов».

Но поскольку, практически, не существует строгого разграничения между гражданской и военной космической техникой, то на оба эти направления, по сути, наложен запрет.

Он относится, например, к двигателям РД-180 для российско-украинской ракеты «Днепр», которые ранее использовались для межконтинентальных ракет СС-18 (R-36). При ремонте и подготовке к старту этих создаваемых в Днепропетровске двигателей пока нельзя обойтись без специалистов самого производителя.

Еще в начале 2014 года, когда возникли первые сложности с поставками с Украины, российские предприятия предусмотрительно создали у себя определенные запасы. Тогда еще многие полагали, что обычные украинские комплектующие можно будет через один-два года заменить на собственные. Не позднее чем через два-три года, как полагали некоторые специалисты, то же самое произойдет и с некоторыми специализированными системами.

Отсечение пуповины занимает годы

Однако не все были в то время настроены столь оптимистично. Многие эксперты указывали на то, что для этого нужно будет возродить старые научные школы и конструкторские бюро, экспериментальные цеха и испытательные базы, а также потратить много времени и денег.

Некоторые наблюдатели обсуждали и такой вариант, при котором импортозамещение можно было бы ускорить за счет простого перемещения из Восточной Украины в Россию отдельных специалистов или целых коллективов и создания уже на собственной территории идентичных производств.

По мнению руководителя Института космической политики Ивана Моисеева, для России подобное промышленное отсечение пуповины с Украиной в военной области и в космонавтике займет, по меньшей мере, пять лет — при условии, что будут предоставлены дополнительные и достаточные финансовые средства.

Но если попытаться быстрее произвести соответствующие комплектующие, то тогда пришлось бы смириться с ощутимым сокращением надежности как отдельных узлов, так и техники в целом, предупреждает он.

Эксперты исходят из того, что это особенно болезненно задевает русских в военной области, поскольку они в скором времени уже не смогут запускать ракеты «Днепр» с их базы в Ясном под Оренбургом на Урале, не смогут запускать ракеты «Рокот» с военного космодрома Плесецк (Архангельская область), не смогут запускать ракеты «Зенит» с Байконура (Казахстан), а также с плавучей платформы «Одиссей» в Тихом океане, принадлежащей компании Sea Launch — дочерней компании РКК «Энергия».

Однако, по крайней мере, проблемы с ракетами «Днепр» в настоящее время уже решены. Два из трех стартов в 2014 году были уже подготовлены с помощью специалистов Ракетного центра имени Макеева в Челябинске на Урале. И то же самое произойдет с двумя стартами в этом году, первый из которых уже был произведен 26 марта.

Независимость стоит дорого

Между тем отказ русских от услуг Украины дорого обходится этой стране. Фирмы КБ «Южное» и «Южмаш» в Днепропетровске только на этом теряют больше миллиона долларов в год.

И ракеты «Рокот» — конверсионный вариант ракеты УР-100 — пока еще продолжают использоваться Министерством обороны в Москве, а также в рамках реализации Федеральной космической программы и проектов международного сотрудничества. Системы управления для них производятся на предприятии «Хартрон» в украинском Харькове.

Российский Центр Хруничева, переделавший УР-100 для гражданского применения, все еще обладает существенным запасом комплектующих. Но если они закончатся, по тогда придется использовать компоненты собственного производства.

Пока в общей сложности был произведен 21 старт ракеты «Рокот»: 11 коммерческих по заказу российско-немецкой компании Eurockot Launch Services GmbH из Бремена, а также десять для российской гражданской космической программы и для российского Министерства обороны.

Дальнейшая судьбы этого носителя зависит в настоящее время от спроса, а также от того, будет ли и дальше предприятие «Хартрон» поставлять системы управления для разгонных блоков. Российские военные в настоящее время планируют три запуска в 2015 году и один в 2016 году.

В будущем ракеты «Рокот», по указанию российского министра обороны Сергея Шойгу, будут заменены легкими ракетами «Союз-2.1М» и «Ангара-1», которые собираются полностью из российских деталей.

Россия хочет отказаться от ракет «Зенит»

Сходным образом складывается ситуация ракетами «Зенит», которые также производятся в рамках российско-украинской кооперации в Днепропетровске. 70% компонентов этих носителей, которые, в основном, запускаются с платформы «Одиссей», а также в рамках программы Land Launch c Байконура, производятся в России. Эта ситуация затрагивает в первую очередь маршевые двигатели (НПО «Энергомаш») и разгонные блоки (РКК «Энергия»). Россия не видит никакой перспективы для этого носителя и собирается в будущем от него отказаться.

Роскосмос на период с 2016 года по 2018 год запланировал три старта, в том числе запуск на орбиту российско-немецкой космической лаборатории «Спектр-Рентген-Гамма». По словам (официального представителя Роскосмоса) Буренкова, его страна в настоящее время располагает двумя подобными ракетами. Если Украина будет участвовать, то тогда, по его словам, в 2016 году можно будет запустить в космос второй российский метеоспутник «Электро-Л» и в 2017 году — «Спектр-РГ».

Если Украина не будет участвовать, то в таком случае эти спутники будет запущены с помощью российских ракет, — отмечает Буренков. Никто не думает о том, чтобы собирать ракеты «Зенит» в России. «Им уже 30 лет, и поэтому они являются ракетами XX века. У нас есть «Ангара». И зачем нам воспроизводить что-то старое?» — спрашивает он.

РКК «Энергия» рекомендовала компании Sea Launch AG из Берна использовать в будущем российские носители и перенести свои установки из родного калифорнийского порта Лонг-Бич в территориальные воды Бразилии.

В результате, вероятно, устаревают и планы Казахстана запускать с Байконура ракеты «Зенит» под собственную ответственность. Ведь без российских маршевых двигателей «Южмаш» уже не сможет производить эти носители.

Само по себе отсутствие государственных заказов уже стало причиной больших финансовых проблем на этом ракетостроительном предприятии. В начале года по этой причине происходили забастовки, так как сумма задолженности по заработной плате уже составила несколько миллионов долларов.

Слишком большая зависимость от западного импорта

Самым большим препятствием для России в области импортозамещения являются прекращение поставок годных для использования в космосе электронных компонентов традиционными партнерами в Соединенных Штатах и в Западной Европе.

Рогозин признал, что в этих вопросах Россия слишком полагались на западные поставки. Поэтому теперь Москва будет срочно создавать собственную производственную базу. Но пока не будет обеспечено соответствующее качество и количество поставок, Роскосмос расширяет сотрудничество с российскими и иностранными партнерами для того, чтобы как можно лучше пройти этот сложный период. При этом взоры обращены, прежде всего, в сторону Китая и Белоруссии.

Особую озабоченность вызывает у русских западный запрет на экспорт техники двойного назначения. Под эту категорию подпадают также коммутационные схемы с защитой от радиации и микропроцессоры, используемые при производстве спутников.

Практически все российские эксперты видят в этой дилемме и позитивную сторону: ведь теперь Россия, волей-неволей, вынуждена будет целенаправленно заняться собственным производством недостающих компонентов. Сможет ли Москва с учетом сложной экономической ситуации мобилизовать необходимые для этого миллиардные средства и специалистов? Пока этот вопрос остается открытым.

Герхард Ковальски

Источник: inosmi.ru

 
Статья прочитана 122 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Последние Твитты

Loading

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Написать администратору