Сегодня многие молодые люди, живущие в разных странах, увлекшись идеями радикального ислама, продолжают попытки проникнуть к боевикам ИГ на Ближнем Востоке. Все дело в том, что картинку об этом «государстве» им преподносят совершенно в другой обертке.
Все, как в кино. Только это — в реальности. Спецслужбы уверяют: в России и Европе создана целая система вербовки подростков в ИГИЛ. Ловят везде — в сети, в барах, на дискотеках, в институтах. Обещают разное — любовь до гроба с арабским красавцем, рай после смерти, справедливое будущее в случае победы джихадистов. Кому что ближе. И от попадания в эту сеть не гарантирован никто, уязвимая точка есть у любого — особенно, если есть обычное для подростков чувство одиночества и непонятости. А потом — переправка, пустыня, лагеря боевиков.
Каждый день на турецко-сирийской границе пограничники ловят десятки людей, которые хотят отправиться в «Исламское государство». Вербовка начинается с интернета — там ищут потенциальных жертв. Если человек идет на контакт, его обучают, устраивают тренинги, потом подключаются радикалы из стран, соседствующих с Сирией. Их задача — перевезти человека сначала к себе, в Турцию или, например, в Ливан, а оттуда перебросить через сирийскую границу. И уже дальше из Сирии человек, как правило, попадает в тренировочный лагерь исламистов.
Если человек попадает в лапы этой организации и приезжает туда, то сделать из него террориста-смертника очень просто — его накачивают наркотиками, оказывают психологическое давление, и он становится просто орудием, совершенно безвольным, готовым на любой поступок.
Простая и доступная идеология
Четкое определение добра и зла, а значит, врагов и друзей — вот залог успеха «Исламского государства», строящегося на руинах Ближнего Востока. Еще совсем недавно малоизвестная бандгруппа, сегодня — самая радикальная и самая опасная из террористических группировок демонстрирует — от страшного террора и казней не защищен никто.
Попасть под влияние вербовщиков могут люди совершенно разных сословий
В ноябре 2014 года будущий парикмахер Маша Погорелова из Санкт-Петербурга, теперь живет в иракском городе Мосул, где, как известно, находится информационный центр террористов. Носит новое имя — Марьям Марьямова. В России девушка не смогла себя найти. Общалась с крайне правыми. Потом увлеклась христианством. Не понравилось. И только потом исламом. Зарегистрировалась на сайте знакомств для мусульман и вскоре уехала в ИГИЛ к будущему мужу.
В феврале московский актер Вадим Дорофеев тоже ушел, тоже служить «Исламскому государству», оставив в Москве красавицу жену и маленького ребенка. Позже он погиб под Дамаском.
Гульмарод Халимов был командиром всего таджикского ОМОНа, но совсем недавно признался, что присоединился к группировке ИГ.
29-летний немец албанского происхождения Валдет Гаши, двукратный чемпион мира по муай-тай, также вступил в ряды террористической организации, запрещенной в РФ.
Варвара
27 мая, раннее утро. Аэропорт. Самолет Москва — Стамбул. Вместо лекций на философском факультете МГУ — билет в один конец. Когда родители думали, что Варя пошла на учебу, она уже была высоко над землей. В кармане — оформленный тайно от близких загранпаспорт, а в мобильном приложении — уже измененное имя, написанное арабской вязью — Амина. То есть надежная, верная и честная.
Дальше — неделя в Стамбуле. Для Вари это был перевалочный пункт по дороге в «Исламское государство». Ряды участников этой террористической группировки девушка, вероятно, должна была пополнить. В качестве кого — вариантов много: агент влияния, вербовщик или смертница.
Среди студентов Варя особо не выделялась. Близких дружеских отношений с сокурсниками не имела. Впрочем, такую замкнутость преподаватели не считают отклонением от нормы — Варя всегда была тихоней.
Но уже после того, когда девушка пропала, родители стали припоминать некоторые странности в ее поведении. Так, несколько месяцев назад Варя перестала носить православный крестик. Говорила, мол, цепочка порвалась. А когда ее застали в комнате, стоящей на коленях, объяснила, что это часть ее занятий по религиоведению.
Изучая предмет, молодая девушка в одиночку, как истинный философ, вероятно, столкнулась со всеми сложностями религиозных трактовок. Без собственного жизненного опыта, она вполне могла запутаться в противоречиях между постулатами веры и реалиями окружающей действительности. И если в такой момент рядом появляется профессиональный психолог-вербовщик, ему не составит труда направить неокрепший разум по нужному руслу, предлагая в противовес кризису христанской морали радикальный ислам.
Именно эти знаки, которым ни отец, ни мать тогда особого значения не придавали, ясно говорили о том, что Варвара Караулова, вероятно, уже находилась под чужим влиянием.
С ней работали прекрасные психологи, которые точно знали, что и как говорить робкой, закрытой девушке, как войти к ней в доверие. Вполне возможно, что террористы использовали так называемый метод «атаки любовью», когда все начинается с восточной сказки, а заканчивается кошмаром.
И в том, что Варей заинтересовались боевики, нет ничего удивительного. Блестящее образование, владение несколькими языками — для радикалов она могла бы стать ценнейшим кадром.
Впрочем, сейчас девушка в безопасности. На прошлой неделе успешно завершилась операция, в которой участвовали спецслужбы пяти государств, Интерпол и дипломаты. На границе Турции и Сирии удалось предотвратить роковое развитие событий в жизни студентки. Вместе с ней на границе задержали еще 13 россиян, которые стремилась попасть в Сирию, чтобы вступить в ряды террористов.
Потерпевшая или преступница?
Действительно ли девушка приняла ислам, пока неизвестно. Как нет информации и о точных мотивах ее поездки. Впрочем, об истинных целях тех, кто «привел» её к турецко-сирийской границе, девушка могла и не подозревать.
С точки зрения турецких властей, Варвара Караулова закон страны не нарушала. Она была задержана на границе с подачи Интерпола и, вероятно, в ближайшее время будет депортирована. А вот в России последствия необдуманного заграничного турне для девушки могут оказаться значительно печальнее. В прессе всерьез обсуждают, как наказать «экстремистку»: из института отчислить, или даже уголовное дело завести.
Точка невозврата
Согласно статистике, на фоне потока рекрутов в ИГИЛ, вернуться обратно получается единицам. Настолько мощная обработка. Но даже если человек придет в себя и захочет — его не отпустят. Просто убьют.
К счастью, Варвару Караулову удалось перехватить до момента её приезда в лагерь террористов «Исламского государства». Просто родители подняли шум. Подключилась пресса. Российские МВД, МИД и их турецкие коллеги очень слаженно отработали. Вот только вся эта история скорей исключение из правил. Для примера: тех тринадцать россиян, задержанных на границе с Сирией вместе с московской студенткой, не искал никто. И таких людей сотни, а по миру — тысячи.
Сергей Черкасов
Источник: politikus.ru