Пока белорусский народ гадает, что будет дальше с национальной валютой, какой курс доллара нас ждет в ближайшее время, как сберечь отложенные в закрома заработанные средства попробуем понять, что такое эта «страшная» девальвация.
Все глобальные процессы проще понять, если пойти по пути упрощения.
Никто не оспорит простой истиной, что любое здоровое общество состоит из семей и если эти семьи многодетные, то общество имеет будущее.
Представим, что простая семья с двумя, тремя детишками, живущая в сельской местности в собственном доме, решила заняться ремесленной деятельностью.
Далее представим, что семья эта решила производить садовую мебель и продавать ее жаждущим отдыха на природе соотечественникам.
Простой расчет себестоимости одного изделия, учета продиктованной рынком цены реализации условно можно разделить на две части. Половина пойдет на затраты, вторая на оплату труда.
Условно, удобный и красивый складной стульчик будет, стоит десять условных единиц. И вот семья, наладив сбыт своей продукции, наслаждается жизнью на природе, кушает фрукты и овощи со своего огорода и всей дружной семьей стругают дощечки и собирают стульчики.
Казалось, что жизнь наладилась и все идет отлично. Но тут, соседи начинают массово собирать такие же стульчики и продавать за те же деньги. Или все кто хотел в этой местности уже садовую мебель прикупил. И наступает день, когда продукция заваливает все свободные места, а продаваться ничего не продается. Кушать приходится только то, что выросло на своем огороде, на заморские деликатесы денег нет.
Что делать этой семье, чтобы продолжать получать доход от своей деятельности?
Первое, что можно сделать, это опустить цену, причем понятно, что сократить затраты на производство сразу получится вряд ли, а вот сократить собственные доходы вполне реально, кроме того придется увеличить затраты на расширение рынка сбыта. Вот и наступает девальвация стоимости труда в целях повышения конкурентоспособности предприятия. На некоторый период это поможет, пока конкуренты не сделают также, опустив свои цены на продукцию.
В один момент, данная гипотетическая семья понимает, что дальнейшая девальвация стоимости их труда приведет к обнищанию и задумывается над модернизацией своего производства и сокращения затрат. Это может быть замена станков на энергосберегающие и более производительные, или поиск сырья по более низким ценам.
Если часть доходов эта семья откладывала, то у нее есть возможность провести модернизацию, если тратила на жизнь, то возникает вопрос, где взять эти средства. Вот тут возникает вопрос, бросить это дело и искать другое приложение своих сил или взять кредит под залог собственности семьи.
Подавляющее большинство в данной ситуации берут кредит, надеясь быстро рассчитаться. Но, оказывается, что процесс модернизации может быть бесконечным, ведь рядом всегда не дремлют конкуренты. И кредитная кабала становится постоянной. Кроме того, доступные кредитные деньги идут не только на модернизацию самого производства, но и на благоустройство территории, покупку новых транспортных средств и другие атрибуты внешнего достатка.
Вот и выходит, что данная семья за достаточно короткое время девальвировала стоимость своего труда и заложила землю банкам под бесконечную модернизацию производства.
Далее процесс развивается по заранее проигрышному варианту. «Добрый» банкир, охотно переоформляет кредит на следующий срок под новые доли собственности семьи, пока стоимость залога, которая, как правило, оценена вдове ниже рыночной не приближается к стоимости заемных средств и набежавших процентов. Вот в этот момент с «доброго» банкира слетает фальшивая улыбка и появляется монстр уже в мыслях перепродавший вдове дороже собственность семьи и готовый на все, чтобы выкинуть должников на улицу.
В глобальных масштабах все происходит точно также.
К примеру, внешне успешная Япония, попав в спираль долгов, гонясь за модернизацией, задолжала мировому капиталу около трех триллионов долларов, локомотив Евросоюза, Германия около шести триллионов долларов, а это десятки тысяч долларов долгов на каждого своего жителя.
Можно сказать, что «владельцы денег» оценили эти страны как раз в суммы этих долгов. Когда они придут за своими залогами, покажет время, пока они заставляют «демократические» правительства выполнять свои приказы. Кому-то приказано душить Грецию и устраивать перевороты в других странах, а кому-то конфликтовать с Китаем за острова.
Нужно заметить, что в данное время и Япония и ЕС девальвируют свои валюты, чтобы, сократив доходы населения сбывать свою продукцию на внешних рынках.
Что касается США, то здесь все гораздо интересней.
Страна, по сути, потребляет в разы больше, чем создает, заливая мир свежеотпечатанным долларом и наказывая военной и политической силой страны, пытающиеся отказаться от этой валюты. США, выпустив долговых обязательств на десятки триллионов, крайне заинтересованы в твердости своей валюты. Ведь падение курса приведет к обесцениванию долгов, а значит, они больше не смогут продавать свои долги, и придется вдвое сократить потребление. Готов ли к этому, привыкший жить на широкую ногу американский народ?
На бытовом уровне, США это кулацкая семья, где вместо созидательного труда домочадцы занимаются грабежом соседей, заставляя их принимать ничем не обеспеченные расписки, взамен на результаты их труда. Ну, а недовольным соседям приходится испытать на себе силу их кулаков и дубинок. И пока все терпят данную семью, они могут позволить себе жить в свое удовольствие и эксплуатировать остальных.
Что касается России, которая сегодня быстрее всех девальвирует доходы своего населения, то здесь тоже интересно. Российская семья, вместо того, чтобы выращивать на своей земле овощи и фрукты, пасти скот и кормить свою семью, банально продавала все, что на этой земле растет само и покупала готовые продукты у своих соседей. Теперь, когда цены на природные богатства упали, семье приходится учиться работать, а не просто торговать. Получиться ли это у семьи, которая разучилась трудиться, покажет время.
Что же ждет белорусское общество в столь сложной ситуации. Ведь, российский потребитель нищает, девальвируя стоимость своего труда, а значит, девальвируется цена труда белоруса. Заводы буксуют, затовариваясь готовой продукцией. Население ищет варианты сохранения своих сбережений.
Нужно заметить, что национальное достояние белорусского общества оценивается почти в два триллиона долларов, а долги, взятые под эту собственность менее пятидесяти миллиардов. Очевидно, что долги занимают мизерную долю собственности народа Беларуси. Но также очевидно, что белорусы, спасая свои сбережения, скупая американский доллар подрывают экономику своей страны и финансируют экономику США. Мы сами девальвируем стоимость своего труда. Что на фоне мировых валютных войн для общего дела и не плохо.
Проблема только в том, что у белорусского правительства нет популярных у населения механизмов сохранения накоплений, ведь доверие к национальной валюте давно уже подорвано, как непонятной большинству экономической политикой, так и наличием огромного количества нулей.
Белорусская власть, долгие годы занимающаяся долларизацией экономики, привязывая к иностранным валютам аренду недвижимости, налоги, продавая топливо за валюту и так далее, стала заложником экономистов либерального крыла. И это не удивительно, ведь достаточно появиться на публике нового чиновника среднего звена, как его сразу приглашают в США для бесплатного обучения. Таким незамысловатым образом долгие годы формировалось либеральное крыло правительства, которое сегодня отрабатывает вложенные средства, проталкивая на среднем уровне решения выгодные спонсорам.
На данном этапе, было бы разумно предложить населению популярные механизмы сохранения сбережений, стимулировать производственный бизнес, направленный на внутреннее потребление, выдавив импорт и прекратить тратить валюту на станки, которые могут разработать белорусские проектировщики и произвести белорусские рабочие.
А нашему народу пора понять, что покупая импортный товар, вывозя, валюту на закупы в Польшу или Литву, мы сами лишаем зарплаты учителей и врачей, которые учат и лечат нас и наших детей. Также мы лишаем зарплаты наших белорусских швей, рабочих заводов, которые не смогут купить то, что мы производим сами.
Чем общество монолитней и похоже на одну большую семью, тем более оно стабильно и богато. Вряд ли ждет успех и процветание государство, если граждане пытаются оторвать себе кусочек от общей крыши.
Источник: dal.by