Украина 24 августа в 24-й раз отмечает годовщину провозглашения своей независимости. В этом году на Крещатике не было военной техники, по главной столичной улице маршем прошли курсанты военных вузов, участники и ветераны антитеррористической операции на востоке страны.
В зоне конфликта, тем временем, по-прежнему неспокойно. С обеих сторон звучат опасения о возможном наступлении. Год назад украинские силовики потерпели сокрушительное поражение под Иловайском. Как сегодня обстоят дела в Донбассе, насколько обеспеченнее и подготовленнее стала украинская армия?
Утром на Крещатике в Киеве состоялся Марш независимости. В нем приняли участие почти две с половиной тысячи курсантов военных училищ, бойцов с линии фронта и ветеранов антитеррористической операции (АТО). Все они были в полевой форме, а военный оркестр исполнял марши на темы украинских народных песен. В этот раз власти отказались от демонстрации военной техники.
«Украина и украинцы выстояли и выдержали удар, — заявил в своем выступлении на Крещатике украинский президент Петр Порошенко. — Мы есть, и мы будем, и пусть эти мои слова вспомнят в далеком будущем, когда будут праздновать первые сто лет независимости. А вот Новороссия — такой же миф, как у известного писателя Толкиена. Страна Мордор».
А ровно год назад, в День независимости, в украинской столице проходил парад с участием новейших образцов оружия и военной техники, так необходимых тогда в зоне конфликта в Донбассе. Несмотря на информацию разведки о вторжении на востоке страны российских регулярных войск, военное командование, включая и начальника Генштаба Виктора Муженко, находилось тогда на параде и никаких действий не предпринимало. В это время противник окружал украинские подразделения под Иловайском, в так называемом Иловайском котле, по официальным данным, в конце августа прошло года погибли 366 украинских бойцов.
Между тем всю минувшую неделю лидеры донбасских пророссийских сепаратистов утверждали, что Украина готовит наступление на Донецк. В свою очередь, в Киеве заявляли о возможных провокациях противника 24 августа, не исключая масштабной атаки сепаратистов и российских военных на украинские позиции. Накануне СМИ сообщили, что восточную границу с Украиной пересекли три колонны российской военной техники, официально эта информация не подтверждена. Сейчас национальные Вооруженные силы насчитывают более ста тысяч военнослужащих, и в сравнении с прошлым годом армия в Донбассе значительно лучше вооружена и подготовлена, но это еще не та армия, которая необходима Украине, отмечает военный эксперт Алексей Арестович:
— В данный момент армия несравнимо лучше вооружена, наполнена личным составом. В принципе, по некоторым параметрам она выходит на нормальную такую армию страны третьего мира, например, подобную иранской. Проблема в другом — в том, что начальник Генерального штаба Виктор Муженко и его окружение строят старую советскую армию, то есть это армия начала 80-х годов в лучшем случае. Огромный компонент сухопутных войск с непонятной ролью флота, авиации и других сил, например, сил специальных операций. Непонятно до конца место и разведки, и подразделений обеспечения. Эта армия не отвечает задачам, которые стоят перед национальной обороной, и это движение в сторону и назад. Нынешняя армия неплохо подготовлена, снабжена и вооружена, но это не та армия, которая нам нужна.
— Насколько существенной сегодня является помощь стран Запада в оснащении украинской армии оружием и военной техникой?
— Можно даже не говорить об оснащении западным оружием, потому что все, что давалось, это очень маленькие эпизоды: двести раций, двести закупленных нами у Великобритании старых БТРов «Спартан» — машины 60-х годов, четыре американские станции артиллерийской разведки, которые позволяют определить место стрельбы минометов. Все это — капля в море, символические жесты поддержки, — отмечает Алексей Арестович.
В преддверии Дня независимости президент Украины Петр Порошенко в городе Чугуев Харьковской области участвовал в церемонии передачи восстановленной военной техники подразделениям АТО. Армейцы получили 170 единиц техники — танки, боевые машины и ракетные комплексы. С аэродрома в Чугуеве в зону боевых действий отправились и 20 военных американских машин «Хаммер».
В этом году бюджет Вооруженных сил составил рекордные почти 50 миллиардов гривен, но, как отметил Порошенко, по текущему курсу это всего лишь два миллиарда долларов — цена двух французских «Мистралей». Но наша армия, подчеркнул глава государства, «не безоружная, не голая, не босая и не голодная». Впрочем, и сегодня украинских военных в зоне АТО по-прежнему обеспечивают многим необходимым волонтеры. Вот что рассказал Радио Свобода один из них, мариупольский волонтер Дмитрий Чичера:
— Остаются до сих пор военнослужащие и без формы — если раньше это было массово, то сейчас это в большей степени единичные случаи. Или, например, государство выдало тепловизоры, но не обеспечило элементами питания. Кажется, мелочи, но они требуют решения. На передовой сейчас бойцы армии, а их зарплата, скажем так, не идеальна, поэтому волонтеры продолжают брать на себя и обеспечение водой, батарейками, формой одежды, занимаются доставкой адресных посылок, поскольку не каждый военнослужащий может выехать в город и получить свою посылку на «Новой почте». Требуются те же маскировочные сети, костюмы для снайперов-разведчиков, поэтому работы осталось много. Но, конечно же, чувствуется, что за год государство шагнуло вперед и централизованное обеспечение армии, действительно, есть. Однако все равно остаются определенные пробелы, которые пытаются заполнять волонтеры и волонтерские группы.
— А что сегодня самое востребованное в зоне боевых действий на территории Донбасса?
— Остаются проблемы с оптикой, со средствами связи. Слава Богу, появились защищенные средства связи, но их недостаточно. Условно говоря, есть 10 постов, а раций только 4. То есть как связываются между собой остальные посты — абсолютно неизвестно. Рации выдали хорошие, а аккумуляторные блоки плохие. Биноклей, конечно же, недостаточно. А если говорить о тепловизорах: постов, например, 7, а тепловизоров — 4, то есть они не покрывают необходимую площадь. Форма есть, но если военнослужащие хотят ее постирать, то у них нет запасного комплекта. Такие проблемы, вроде бы, мелкие для людей, которые несут службу на передовой, — они действительно важны. Проблемы остались, но совместно военными и волонтерами эти проблемы решаются.
— Можно ли утверждать, что многие проблемы, которые были актуальны для военных в зоне АТО еще год назад, успешно решаются сейчас государственными структурами? Какова роль государства в обеспечении армии?
— В любом случае, она не осталась такой, как прежде. Я бы не сказал, что она существенно увеличилась, но увеличилась. Основная проблема, как я вижу со стороны, — это коммуникация даже внутри определенных подразделений. То есть командир взвода или командир роты зачастую считают, что проще обратиться к волонтерам, чем напрямую к своему командованию. Поэтому некоторые волонтеры взяли на себя функцию непосредственно доносить командованию потребности их подразделений. Так сложилось, что среднее звено в некоторых подразделениях привыкло к тому, что, обращайся — не обращайся, от командования ничего не получишь… Если говорить о роли государства за год, то она, конечно же, изменилась кардинально. И вопросы, связанные с медициной, с аптечками, с оптикой, средствами связи, все это поставляется государством, хотя, может быть, в недостаточном количестве. Хочется надеяться, что ситуация будет быстрее выравниваться, потому что чем больше средств связи, оптики и необходимых приборов военнослужащие будут иметь на передовой, тем будет меньше жертв, — считает Дмитрий Чичера.
Владимир Ивахненко
Источник: svoboda.org