ЦБ протестировал банки на курс в 100-120 рублей за доллар.
На днях глава Центробанка Эльвира Набиулина попыталась, как пишут журналисты, «успокоить главу государства» и доказать, что обвал курса рубля носит исключительно временный характер. Рассуждая о нефти, она произнесла загадочную фразу: «Мы убедились, что она может и падать, может и расти». И всё же, напрашивается вопрос — почему правительство и ЦБ не знали, что предстоит новый обвал цен на «черное золото»? Ведь об этом предупреждали многие аналитики.
Министр финансов Антон Силуанов постарался выглядеть на встрече с президентом более компетентным, хотя ранее удивил публику словами, что «дно» кризиса в России якобы снова пройдено. Теперь он призывает готовиться к длительному периоду низких мировых цен на сырье, что будет означать дальнейшее движение российской экономики ко «дну» кризиса — только ко дну реальному, а не пропагандистскому. Стоит ли говорить, что рубль в этом случае повалится уже основательно. Пока же он едва вышел на рубежи начала 2015 года.
Удалось ли всеми этими речами «успокоить президента» и общество? Есть сведения, что итоги встречи с В. Путиным не совсем таковы, и ЦБ получил указание сдерживать курс рубля самое малое до середины сентября.
Методы ЦБ и «экономического блока» правительства известны. Потому «сдерживать» для них означает сжигать валютные резервы страны, как это делалось прежде без долговременного результата.
В 2014 году ЦБ пробовал останавливать падение рубля, что растянуло весь процесс его обесценивания, а в конечном итоге создало декабрьскую панику и взлет доллара в момент до 80 рублей. Евро подскакивал до 100 рублей. Спекулянты были счастливы. Ослабление российской валюты шло с колебаниями, и они играли на этих колебаниях.
Потом они поиграли уже на волне укрепления рубля, которую ЦБ организовал в первой половине 2015 года. Сейчас спекулянты с нетерпением ждут продолжения «валютных качелей» — именно так неформально называется плавающий курс рубля.
К счастью для ЦБ, падение мировых цен на нефть приостановилось. Теперь отечественный регулятор может бросить в дело долю валютных резервов с расчетом на результат. Атака на американскую валюту уже ведется, а рубль укрепился. За доллар сегодня, 27 августа, дают не 71, а 67 рублей. При этом Э. Набиулина сможет — при стабилизации мировых цен на нефть – «додавить» до 60 рублей. Но даже если этот маневр удастся, чего нужно ожидать дальше, и к чему всем нам готовиться?
Отечественные чиновники от экономики стараются успокоить общество. Весной они рассуждали о нерушимости стабильности. В середине лета — о пройденном «дне» экономического кризиса и предстоящем подъеме экономики. Странно, но теперь эти же люди сообщают нам о долгом снижении мировых цен на нефть. Правда, у них есть одно смягчающее обстоятельство: практически все серьезные аналитики знают, что цены на нефть будут еще падать. Виной тому — Азия.
Если напрячь память, то можно вспомнить, как год назад россиянам со всех трибун сообщали: мы обопремся на Китай. Он растет, и будет расти, а поставки российских углеводородов на его рынок помогут нам сделать экономику более сильной в условиях «войны санкций». Вспомнили? Все это в прошлом, как и множество раз повторенное слово «дно».
С мая фондовый рынок Поднебесной падает. Правительство пытается сдержать развитие банковского кризиса, за которым, по всем законам капитализма, должен наступить спад в промышленности.
Даже не успев построить газопровод «Сила Сибири», Россия оказалась связана с Китаем. Она всегда была с ним связана через мировой рынок, где именно высокий китайский спрос поддерживал цены на нефть. Ныне же мы торпедируем экономику Поднебесной, поскольку все меньше закупаем китайских товаров. Примерно так ведут себя и многие другие страны. А причина «неблагодарности» проста: всюду уже дала о себе знать вторая волна глобального кризиса. Повсеместно надулись «пузыри» на рынке жилья и кредитования. Но в Китае их размеры колоссальны. Потому цены на нефть и другие виды сырья будут еще падать.
Но не одно это тянет вниз рубль. В России снижается спрос, особенно сильно он упал на квартиры — самый дорогой товар отечественного производства, который мы и не экспортируем, и не импортируем, а сами для себя создаем.
Кредиты не дорожают, а даже подешевели с весны. ЦБ снижает ключевую ставку, по которой кредитует банки, опасаясь повалить экономику сильнее. В прошлом году, действуя по переведенному на русский американскому учебнику «Экономикс», команда Э. Набиулиной ставку взвинтила, и тогда все поняли, что экономика России остыла и началась паника. Сколько валюты ушло на то, чтобы в декабре 2014 года ее остановить, неизвестно, но очень и очень много.
Рубль тянет вниз снижение мировых цен на нефть, а заодно внутреннее сокращение спроса. Антикризисный же план правительства успешно — более чем на 60 процентов — выполнен. Но кризис этого не заметил. Хуже того, то, что рубль был искусственно укреплен, поддержало импорт, но не его замещение в России. В результате ослабление отечественной экономики не было сдержано даже частично. И теперь приходится ожидать, что рубль до конца года рухнет еще.
Мой скромный прогноз — 90 рублей за доллар к концу 2015 года. Но ЦБ смотрит в будущее гораздо смелее. Он недавно протестировал банки на курс в 100-120 рублей за доллар.
Ожидать продолжения обвала рубля — таков для нас закономерный итог всяческой борьбы с кризисом и ожидания чуда на нефтяном рынке. А чудо — это снова 100 долларов за баррель. Взяться ему, естественно, неоткуда, хотя временное замедление обвала нефти и рубля ожидаемо. Однако остается один «маленький» вопрос: что нам надо будет делать при курсе в 100 долларов за баррель, если он сделается фактом?
Примечательно, что в отличие от конца 2014 года, спрос в последнее время резко вырос только на электронику. На дома, квартиры и автомобили крупных сумм у людей нет. Панического спроса пока не возникло и на пищевом рынке.
Зато валюту ныне покупать стоит, использовав действия ЦБ. А главный полет
Василий Колташов
Источник: stoletie.ru