В среду председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер в Пекине встретился с первым заместителем премьера Госсовета КНР Чжан Гаоли и председателем совета директоров CNPC Ван Илинем. По итогам встречи, как пишет «Независимая газета», стало ясно, что вместо соглашения по алтайскому газопроводу Москва теперь просит Пекин подписать хотя бы меморандум по газу из Владивостока.
Ситуация с контрактом о поставках газа из РФ в Китай по западному маршруту через Алтай («Сила Сибири-2») до сих пор остается неопределенной. В конце июля пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что контракт по западному маршруту может быть подписан в ходе визита президента Владимира Путина в Китай в сентябре, если документ будет подготовлен.
Западный маршрут, или «Сила Сибири-2», предусматривает поставку в Китай газа с месторождений Западной Сибири (в частности, нового якутского месторождения) в объеме 30 млрд куб. м в год. Соглашение об основных условиях поставок между «Газпромом» и CNPC было подписано 8 мая 2015 года.
За день до визита в Китай Миллера директор департамента Восточной Европы и Центральной Азии Минкоммерции КНР Лин Цзи сообщил журналистам, что стороны не ставят задачу подписания контракта по поставкам российского газа в Китай по западному маршруту в рамках предстоящего визита Владимира Путина в Пекин. Он также добавил, что «из-за резкого падения мировой цены на нефть процесс постоянно продолжающихся китайско-российских переговоров по поставкам газа в значительной мере осложнился», – сообщает Интерфакс.
Китайская экономика испытывает затруднения в связи с избыточными производственными мощностями, негативными последствиями спада инвестиций в недвижимость и неустойчивым фондовым рынком. Поэтому теперь, как пояснил изданию директор Фонда национальной энергобезопасности Константин Симонов, России нет смысла поставлять газ Китаю задешево, а у китайцев нет причин покупать российский газ дороже, чем туркменский.
У «Газпрома», таким образом осталась лишь перспектива подписать в скором времени меморандум о взаимопонимании по проекту поставок природного газа в Китай по трубопроводу с Дальнего Востока «Сахалин–Хабаровск–Владивосток». Китайцам выгодно иметь много соглашений о поставках с необязательной плавающей ценой, считает замдиректора инвесткомпании «Универ» Дмитрий Александров.
Россия крайне заинтересована в подобном проекте, поскольку ключевое для региона Южно-Киринское месторождение неожиданно попало под санкции США, серьезно ограничившие возможности его разработки. Вопрос теперь в том, готов ли Пекин всерьез портить отношения с Вашингтоном ради Москвы, пишет газета «Коммерсант».
Санкции предполагают запрет на поставку оборудования, что ставит крест на текущей схеме подводного освоения Южно-Киринского, поскольку технологии и оборудование для подводной добычи газа есть только у американских и европейских компаний.
Как сообщил журналистам председатель правления компании Алексей Миллер по итогам визита в КНР, это станет «дополнением к ведущимся работам по восточному маршруту и переговорам по западному маршруту».
Напомним, что газопровод с Сахалина в Хабаровск и Владивосток «Газпром» запустил в 2011 году, но его мощности используются лишь на 20%. По нему планировалось поставлять газ в Китай с проекта «Сахалин-3» или на завод «Владивосток СПГ», начало строительства которого пока приостановлено.
7 августа США распространили действие своих отраслевых санкций на Южно-Киринское месторождение «Газпрома» в Охотском море (входит в проект «Сахалин-3»). Теперь западное оборудование не сможет быть экспортировано в РФ для разработки этого месторождения. Между тем одними из участников проекта (равно как и других сахалинских проектов) являются американская Shell и британская BP.
Одобрение со стороны властей ЕС или США на отдельные проекты Shell или BP будет действовать только до следующего пакета санкций. В контракты с иностранными компаниями вносятся предупреждения о том, что в случае усиления санкций подрядчик имеет право разорвать контракт с российским заказчиком и не платить никаких штрафов.
«Газпром» вновь резко меняет стратегию развития сахалинских активов и предлагает китайской стороне обсудить участие в проекте, однозначно и прямо находящемся под санкциями США. Мнения аналитиков относительно того, насколько такой вариант приемлем для Китая, расходятся, отмечает «Коммерсант».
Глава Российско-китайского центра торгово-экономического сотрудничества Сергей Санакоев считает, что КНР «не будет принимать в расчет санкции». Однако глава азиатской программы Московского центра Карнеги Александр Габуев говорит, что китайцы «могут подписать меморандум, но будут очень осторожны в практических действиях по проекту». Он отмечает, что крупнейшие нефтегазовые компании КНР, такие как CNPC, не будут рисковать, а появление еще одного раздражающего фактора в отношениях с Вашингтоном сейчас невыгодно Пекину.
«Не настолько китайцам нужен газ, чтобы портить отношения с США», — согласна с Габуевым Мария Белова из Vygon Consulting. Она приводит в пример тот же Иран, где китайские компании фактически заморозили работу после введения санкций США и ЕС, хотя официально Китай к этим санкциям не присоединялся.
Таким образом, по мнению собеседников издания в отрасли, заявления Алексея Миллера могут быть частью информационной кампании перед визитом Владимира Путина в Китай 2-3 сентября.
Источник: newsru.com