Cооружение будет скорее отвечать интересам России, как бы это ни парадоксально звучало.
25 августа 2015 г. Департамент полиции и погранохраны министерства внутренних дел Эстонии сделал заявление о запланированном укреплении эстонской государственной границы посредством строительства заграждений вдоль линии государственной российско-эстонской границы, усиленных видеонаблюдением и использованием беспилотных летательных аппаратов.
Напомним, что еще в период формирования новой эстонской правящей коалиции в марте 2015 г. политическими партиями согласовывался вопрос об укреплении восточной государственной границы вне зависимости от хода ратификации пограничного договора, подписанного с Россией в феврале 2014 г..
Кроме того, в начале августа стало известно, что в течение ближайших пяти лет Эстония получит свыше 35 млн. евро от Европейской комиссии на обустройство пограничной инфраструктуры для снижения рисков безопасности, связанных с терроризмом, наркотрафиком и кибер-преступностью.
При этом выделение указанных средств является частью общеевропейской программы помощи странам, столкнувшимся с проблемой «высоких миграционных потоков», рассчитанной на период 2014-2020 гг. с общим финансированием в размере 2,4 млрд. евро.
В условиях крайне напряженных отношений Запада с Россией заявления о реконструкции именно российско-эстонской границы приобретают ярко выраженный политический характер с явно негативным для российской стороны содержанием и, вероятно, имеют свой подтекст.
Согласно эстонскому сегменту СМИ, решение об укреплении эстонско-российской границы в заявленном формате (возведение 2,5–метровой стены вдоль пограничной полосы, использование новейших IT-технологий для фиксации нарушений, размещение в акватории Чудского озера более 600 пограничных буйков) принято с учетом следующих политических обстоятельств:
Во-первых, задержание в сентябре 2014 г. сотрудника эстонских спецслужб Э. Кохвера и последующее осуждение последнего на 15 лет лишения свободы за шпионаж в пользу иностранного государства. Неоднократные обвинения эстонской стороны, что Кохвер был похищен вблизи пограничного пункта Лухамаа Эстонии, вполне укладываются в логику необходимости укрепления государственной границы для предотвращения вероятности проникновения на эстонскую территорию сотрудников российских специальных служб.
При этом дело не в том, где именно был задержан Кохвер (большие сомнения вызывают эстонские аргументы, учитывая, что столь высококвалифицированный сотрудник с оружием, спецсредствами для осуществления скрытой аудиозаписи и иными материалами был задержан на собственной территории), а в том, как «грамотно» эстонскому руководству распорядиться связанными с этим происшествием фактами и последствиями.
Во-вторых, несмотря на явную связь с «делом Кохвера», представляется, что решение эстонского руководства все же в большей степени продиктовано украинскими событиями. В этом случае модернизация государственной границы Эстонии выглядит в глазах партнеров по ЕС и НАТО как решительный и своевременный шаг в противодействии потенциально возможному применению Россией гибридных методов войны на территории Эстонии. Особенно учитывая «уязвимый» с этой точки зрения практически «русский» северо-восточный мааконд (уезд) Ида-Вирумаа.
В-третьих, не следует исключать пропагандистский эффект от сделанного заявления, а именно дополнительное раскручивание военно-политического напряжения Запада и России, что станет четким сигналом для инициирования вопроса о размещении военных баз НАТО в Восточной Европе и странах Балтии на предстоящем саммите НАТО в Варшаве 2016 г.
Так, новый президент Польши А. Дуда уже заявил, что размещение баз НАТО в Восточной Европе станет приоритетом варшавского саммита.
В связи с этим неудивительны его первые визиты в качестве главы государства в Латвию и Эстонию, руководство стран которых энергично продвигает реализацию проекта о расширении присутствия НАТО в регионе Балтийского моря.
Стоит отметить, что построенная за средства эстонцев т.н «стена» за 70 млн. евро (в случае если она будет построена) будет скорее отвечать интересам России, как бы это ни парадоксально звучало. Принимая во внимание чрезвычайно острую ситуацию с мигрантами из Северной Африки и Ближнего Востока, дополнительные средства сдерживания неуправляемого потока мигрантов вполне отвечают интересам национальной безопасности Российской Федерации.
Ну и кроме того, укрепленная граница снизит риски возникновения случайных или преднамеренных провокаций в отношении Российской Федерации, способных повлечь серьезное ухудшение режима безопасности в регионе.
Ирина Баторшина
Источник: riss.ru