На юге Аравийского полуострова шестой месяц бушует война. Просаудовская коалиция из 14 стран настойчиво возвращает к власти в Йемене беглого президента М. Хади. Повстанческое движение шиитов «Ансар Алла» в союзе с вооруженными силами страны, с предположительной поддержкой Ирана сопротивляется всеми доступными методами. Потрясающим и парадоксальным атрибутом этого конфликта стали флаги над крупнейшим городом южного Йемена.
Над стратегическим портом Аден развеваются черные знамена Аль-Каиды, региональной ячейки средневекового халифата ИГИЛ.
Весенние замыслы королевской коалиции «Быстренько сокрушить мятежников мощными ударами ВВС» провалились. Потеряно около 10 боевых самолетов и вертолетов, открыт счет сбитым БПЛА. Ополчение хоуситов не раз вторгалось на саудовскую территорию. Захватывая базы и блок-посты, унизительно отгоняя королевскую армию вглубь собственной страны. Однако ущерб от постоянных бомбежек Йемена нарастает, гуманитарная ситуация ухудшается, вне пределов компактного проживания шиитов позиции «Ансар Алла» зыбки. Обещания хоуситов пройтись победным маршем до Мекки и Медины основаны скорее на пропаганде, чем на подлинных военных возможностях.
С другой стороны, измерить йеменское ожесточение в адрес авторов полугодовалых бомбежек опасно для любого измерителя. Внутри страны поддержка марионеточного президента-беглеца ничтожна. Ради его возвращения к государственным обязанностям каждый день гибнут йеменцы от бомб и ракет иноземных агрессоров. Вот уже шесть месяцев растет скорбный список и количество кровных врагов саудовского протеже. Если план Эр-Рияда сработает, Хади придется президентствовать внутри бронированного сейфа. Причем желательно – за пределами Йемена, из соображений личной безопасности. Так ради чего война, сейф-резиденцию можно было обустроить еще в марте месяце?!
К середине лета 2015 года в самой бедной стране Аравийского полуострова сложился стратегический пат. Военно-воздушное и дипломатическое доминирование королевства и союзников сковало активность хоуситов, ограничило ареал их влияния, привело к многовластию в стране, к серьезным жертвам и разрушениям. Но одними бомбежками войну выиграть нельзя. Ливийский конфликт 2011 года, целый год безуспешных налетов на ИГИЛ, опыт войн в Ираке и Афганистане, атаки на Израиль из сектора Газа и с ливанской территории служат тому убедительным свидетельством. Прилегающие к Йемену саудовские провинции все чаще подвергаются наземным рейдам хоуситов, оставляя после себя дымящиеся Абрамсы и Брэдли. За каждым летучим отрядом эскадрилью F-16 не пошлешь. На пути каждой отступающей саудовской заставы заградительный отряд не поставишь.
К середине лета 2015 года Эр-Рияд решился на сухопутное вторжение в Йемен для выхода из военно-стратегического тупика. Предполагая выход к триумфу либо к приемлемой победе, исключая негативное развитие наземной войны.
С 14 по 20 июля развернулись ожесточенные бои за Аден – второй по величине йеменский город и важнейший порт. Весной 2015 шиитским отрядам так и не удалось овладеть им полностью. Аден подвергся наиболее масштабному налету саудовских ВВС за все время конфликта (до 100 самолето-вылетов ежесуточно). С помощью королевского спецназа и концентрации отрядов Хади, благодаря подавляющему преимуществу в огневой мощи город пал. Хоуситы отступили на север, к столичной Сане. Ответили артиллерийскими, минометными и ракетными обстрелами саудовских баз. Откуда у повстанцев в таких количествах исправные комплексы СКАД, как и персонал для обслуживания-хранения-управления тактическими ракетами – одна из загадок йеменской войны.
После 20 июля в Адене началась массированная высадка войск и боевой техники:
— Танков Leclerc и Abrams;
— Бронемашин БМП-3 и M2 Bradley;
— Вертолетов AH-64 Apache;
— Бронированных американских внедорожников HMMWV, в том числе с установленными ПТРКроссийского производства;
— Самоходной и буксируемой артиллерии, в том числе САУ Denel G6 южноафриканского выпуска;
— Минометов, стрелкового оружия, боеприпасов, различной военной амуниции.
Всего высажено более 100 единиц современной военной техники, тысячи солдат и офицеров.
Ассортимент сил вторжения позволяет судить о прямом участии регулярных подразделений ВС ОАЭ и армии Саудовской Аравии в боях на территории Йемена.
Одновременно коалиционным бомбардировкам подверглись прилегающие к Адену провинции – только в городе Таиз и только 28 июля погибло 80 гражданских лиц. Всего от авиационных ударов просаудовской коалиции погибло более 2.000 мирных йеменцев, это документально подтвержденные данные ООН. Практика региональных конфликтов удручающа – подлинное количество жертв многократно выше официальных цифр. Отмечено несколько эпизодов «дружественного» авиационного огня саудовских ВВС по собственным союзникам с десятками убитых сторонников беглого президента.
С 1 августа, после десятидневного накопления сил и развертывания по основным направлениям, ограниченный контингент арабских войск начал наступление. Со стороны Адена и непосредственно через йеменско-саудовскую границу. К середине августа командующий аденской операцией генерал Абдалла ас-Сабихи пообещал освобождение Саны и полный разгром «Ансар Алла».
На первых порах генеральское обещание воплощалось вполне успешно. Захвачены важная авиабаза Аль-Анад и город Атак. Хоуситы выбиты сразу из четырех южных провинций (Лахдж, Эд-Дали, Аден и Абьян). Завязались бои за важные внутренние центры Таиз и Мариб. Остающийся под контролем хоуситов порт Ходейда подвергся сильнейшим разрушениям (уничтожены все пять портовых кранов, несколько ракет взорвались на многолюдных улицах). Колонны коалиции подошли к столице Йемена на расстояние в 100 км.
9 августа в Сане объявлено чрезвычайное положение в связи с непосредственной военной угрозой. Для двухмиллионного города результаты коалиционного штурма окажутся ужасающе кровавыми вне зависимости от итогов боев. Посольство ОАЭ закрыто, его персонал изгнан из Саны. Однако сухопутная версия блиц-крига, как и ее авиационная предшественница, опять не удалась.
По мере продвижения в горные районы центрального и северного Йемена с преимущественно шиитским населением темпы наступления упали, а потери возросли. Хоуситы контратаковали саудовско-эмиратские войска во многих узловых пунктах, не взирая на абсолютное превосходство интервентов в броне и в воздухе. Кроме уничтожения иностранной бронетехники, несколько единиц захвачено в рабочем состоянии. Коалиция снова бомбит йеменские города Таиз, Мариб, Ярим, Дамар – хотя еще несколько дней назад бравурно сообщалось об их «освобождении». Сбито сразу три саудовских вертолетов AH-64 Apache, убит командир 18 бригады в генеральском звании. Крупнейшая на юге королевства база ВМС Аль-Ваджиб подверглась ракетному удару йеменской армии. Все состоящие на вооружении базы ЗРК Patriot не смогли перехватить одну устаревшую тактическую ракету.
Самозванная международная коалиция увязла в сухопутной операции. Дата решающего штурма Саны осталась в двухнедельном прошлом. Фронт стабилизировался, сопротивление иноземцам нарастает. Вывод наземной группировки куда проблематичнее, чем ведение авиационной войны. Без какой-либо оглядки на гуманизм и общепринятые правила боевых действий.
Достоверно известно о применении саудовскими ВВС кассетных боеприпасов при бомбежке мирных городов в чужой стране. Но международному сообществу некогда заниматься подобными мелочами. Оно озабочено ЛГБТ-правами, распределением мигрантов по европам и судебной судьбой террористов под личиной режиссеров. Ну и падением биржевых котировок, это самое главное.
Возможно, мировому сообществу будет небезынтересно узнать, каким образом над йеменским Аденом оказались знамена Аль-Каеды?
Как вооруженная операция по возвращению к власти президента (чьи полномочия благополучнозакончились в начале 2014 года) способствовала усилению экзистенциальной террористической угрозы?
Как следует воспринимать контроль головорезов-изгоев над крупнейшим портом истерзанной страны? Как неизбежные издержки на пути прогрессивного развития человечества, как отравленные шипы «арабской весны»?
Коалиция вторжения в Йемен попросту привлекла отряды Аль-Каеды для контроля обстановки в своем тылу. Собственных и коллаборационистских сил для наступления и обороны растянувшихся коммуникаций не хватает. Радикальные отряды вошли в Аден без боя и обосновались в ключевых пунктах. Ранее войска Саудовской Аравии прошли через контролируемые исламистами районы Йемена опять же без малейших затруднений. Официальные «борцы с мировым терроризмом» вступают в союз с наиболее одиозными террористическими бандами. Йеменские города Тарим и Шибама, порт Мукалла и аэропорт Эр-Райян контролируются Аль-Каедой уже более года. При полной индифферентности международного сообщества.
Черные знамена над Йеменом – символ капитуляции цивилизованного человечества перед убийцами и палачами?
Даша Гасанова
Источник: grtribune.ru