Падение курса рубля по отношению к американской и европейской валюте заставило многих россиян пересмотреть свои планы на летний отпуск.
Вместо Греции и Таиланда россияне все чаще едут в Крым, на Кубань или же исследуют необъятные просторы средней полосы России. При этом туристы отмечают, что отдых в России не уступает европейскому, а кроме того, предоставляет возможность вернуться к истокам, лучше узнать Родину и самого себя. Подробнее об этом в статье With Ruble’s Decline, Russian Tourists Gain Appreciation for the Motherland Сабрины Тэвернайс для The New York Times. Перевод материала Федеральное агентство новостей подготовило специально для своих читателей.
Из-за падения рубля, начавшегося еще в конце прошлого года, в России отменились зарубежные каникулы большей части среднего класса. «Париж — хорошо, но нет места лучше, чем дом», — сказала 53-летняя Ольга Коровина, предприниматель из Ярославля. Она пересмотрела свои планы попутешествовать по Европе этим летом, т.к. после падения рубля это стало слишком дорого для нее.
Одним из самых кардинальных изменений в жизни россиян после распада Советского Союза стало появление возможности ездить за границу, открывшей закрытое общество. С появлением такой возможности россияне были не прочь ей воспользоваться. Количество летающих за рубеж возрастало в геометрической прогрессии, а члены растущего среднего класса, приобретающие туры, которые стали символом вновь обретенного достатка, заполонили пляжи Турции, Египта, Туниса и Таиланда.
Но в прошлом году произошли кардинальные перемены. После присоединения Крыма к России и последующего разлада с Западом чиновникам российских спецслужб убедительно посоветовали не ездить за границу.
К лету рядовые сотрудники госкомпаний стали отдыхать в России для того, чтобы не провоцировать гнева своих начальников, которым политика — а в некоторых случаях и экономические санкции — запретили выезжать за границу, сказала Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации Туроператоров России.
К концу года рубль упал до исторического минимума по отношению к доллару, а рекомендация работникам служб безопасности не выезжать за границу превратилась в запрет, который, по оценкам г-жи Ломидзе, повлиял на примерно 4 млн человек, включая членов семей работников спецслужб.
Падение рубля, однако, принесло прирост отечественной туриндустрии. Ранние оценки показывают, что продажи внутренних туров возросли почти на 20% в этом году, в то время как зарубежные выезды резко сократились. Продажи туров в Таиланд сократились примерно вдвое, а в Грецию — на треть.
Отдых россиян в России имеет еще один плюс: он положителен для внутренней экономики. Россия купается в патриотизме, спровоцированном правительством президента Владимира Путина.
Агентства по внутреннему туризму провозгласили рост спроса на их услуги свидетельством любви россиян к Родине. В июле Кремль взвешивал аргументы в пользу отсрочки начала учебного года, чтобы люди могли продлить свой отдых.
В этом месяце г-н Путин провел заседание правительства по внутреннему туризму в Ялте. В Сочи на одном из курортов, куда нахлынул большой поток посетителей, через громкоговорители на пляже каждый день проигрывают российский гимн. Есть видеозаписи, на которых люди в купальниках поднимаются на ноги из уважения.
В 180 км на севере от Москвы находится Вятское — деревня из восстановленных домов 19-го века, где принят более тонкий подход. Спонсоры музея, богатая пара из Ярославля, восстановили дом для себя в Вятском несколько лет назад и решили продолжить. В настоящее время там функционируют десять музеев, восстановлены русские бани, колодцы с водой, чистота которой не изменилась, как заявляют собственники, со времен рубежей веков, и построены ярко-зеленые дома, которые выглядят как дома 19-го века, когда деревня была заселена ремесленниками.
«Это позволяет взглянуть немного по-другому на себя и на свою страну», — сказал Олег Жаров, спонсор комплекса, бывший в советские времена математиком, а деньги свои заработавший на очистных системах для нефтяной промышленности и в сфере недвижимости.
За прошедший год более 80 тыс. гостей посетили комплекс, сообщил г-н Жаров, чего достаточно, чтобы окупить расходы по содержанию комплекса в первый раз за пять лет с момента его открытия. Он не ожидает, что когда-либо окупит свои инвестиции в 20 млн долларов.
Музейный комплекс включает в себя гостиницу и ресторан, где из патриотических настроений некоторые салаты названы в честь религиозных и политических лидеров страны, в том числе Николая Патрушева, нынешнего секретаря Совета Безопасности Российской Федерации. Его основными ингредиентами являются помидоры черри, говядина и оливки.
Еще одна пара москвичей, Павел Егоров и его жена, Елена Егорова, которые в прошлом году ездили на поезде по Франции и Швейцарии, говорят, что им понравилось, но они не могут позволить себе ничего подобного в этом году. «Россия дешевле!» — сказал г-н Егоров, ухмыляясь, когда его спросили, зачем они приехали. Есть, конечно, и минусы: кофе на завтрак — только растворимый, в отеле не работает интернет (хотя он и не был им нужен вовсе), музеи не открываются раньше 11.00 утра, поэтому приходится еще два часа после завтрака ждать. Тем не менее, они были счастливы. «Это наше — наша родина, — сказал он, полулежа на большом пластиковом стуле. — Посмотрите, они дали мне огурчик соленый к пиву. В Женеве такого бы не сделали».
«Радость — это не то слово, — сказала Ольга Александровна, бухгалтер на пенсии. — Это духовность. Возможность увидеть, кем мы были раньше, увидеть то, чем занимались».
Г-жа Коровина, предпринимательница, сказала, что узнав о прошлом, удовлетворила тягу, которую она и ее друзья испытывали, будучи русскими.
«Сейчас россияне действительно начали подниматься с колен, — сказала она. — Чувствовать себя гордыми, как будто мы можем расправить крылья и от этого сердце начинает биться чаще».
Источник: riafan.ru