Международный авиационно-космический салон МАКС-2015 завершил свою работу на аэродроме Летно-исследовательского института имени Громова в подмосковном Жуковском.
О состоянии дел в нашем авиапроме — эксперт комитета Госдумы по транспорту, летчик-испытатель СССР, доктор технических наук Вадим ОЛЕЙНИКОВ:
«Повернуть государство лицом к авиации!»
— Честно говоря, я не ждал каких-то особых прорывов на этом МАКСе потому, что ситуация совершенно понятна и ясна. Сегодня главное — это возродить отечественный авиапром, причем не просто возродить, а повернуть государство лицом к авиации!
«Кроме деклараций, не вижу никакого движения»
Конечно, на первом месте должна стоять кадровая политика. А во-вторых, должно быть полное возрождение отечественной авиационной школы.
Ведь и у туполевцев, и у ильюшинцев есть громадный задел, который сегодня можно и нужно использовать. Но пока, кроме деклараций, я, как специалист, не вижу никакого движения.
В том же «Суперджете» было до 80-85 процентов комплектующих иностранного производства!.. Правда, сейчас все-таки пытаются это дело как-то изменить. Боюсь, что и МС-21 ждет та же проблема…
«Крайне трудно говорить о возрождении»
Помимо комплектующих, очень серьезный вопрос в современных самолетах — это авиационные двигатели и вообще силовые установки.
Не решив эту проблему, крайне трудно говорить о возрождении. А ведь это проблема для всех самолетов в целом — и малой, и региональной, и магистральной авиации.
Да и вертолетчикам не хватает именно наших отечественных двигателей. Поэтому крайне важно возрождение нашего двигателестроения, где мы, кстати, в свое время были впереди всех на лихом коне.
«Как будто специально, назло…»
Сейчас в этом плане есть много идей, многие наши специалисты обращаются с интересными предложениями, в частности, и ко мне, но, знаете, «наверху» как-то не слышат.
А еще «наверху» принимаются такие решения… ну, как нарочно, как будто специально, назло, не так, как нужно для страны… Это очень странно, очень!
«Проблема авиационного обеспечения арктической зоны»
Уж сколько я с 2007 года бился по проблеме авиационного обеспечения арктической зоны, ведь у нас там практически нет авиации! И вот только сейчас вроде бы начали говорить, да и то как-то скромно.
Кстати, в северные районы сейчас пытаются протолкнуть экранопланы. Но ведь они там просто не смогут работать. Руководители этих структур заявляют, что они гораздо экономичней вертолетов и самолетов, что, конечно, является полной чушью!
«Доходило уже до поручения президента правительству…»
Или что касается самолета Ил-114, посмотрите, сколько времени никак не могут определиться. А чего там определяться — надо просто делать!
Этой проблеме не менее 15 лет. Сколько мы с Николаем Дмитриевичем Таликовым об этом говорили! Доходило уже до поручения президента правительству, но и оно не выполняется…
Девять раз мы поднимали этот вопрос, возвращались и возвращались к нему, проводили совещания и т.п. — и как будто специально все рубится на корню!..
«Для наших авиакомпаний ввели обязаловку — брать «Суперджеты»…»
По-моему, должна быть только одна постановка задачи — создать авиацию именно для России, а не на продажу. А сейчас государство смотрит на все это дело только через призму так называемой рыночной экономики.
Вот сейчас для наших авиакомпаний ввели обязаловку — брать «Суперджеты». Что ж, они их берут, потом ставят к забору и летают на «Боингах» и «Эрбасах».
И идут доклады: мол, наши авиакомпании заключили контракты по «Суперджету», а еще и с Индонезией, еще с кем-то, еще… А что, ребята, вы делаете для России? Для России не делается ничего.
«Эти машины поставили несколько мировых рекордов»
А ведь наше население подчас просто лишено возможности передвигаться, — это я говорю про пресловутую транспортную доступность. Я имею в виду Крайний Север и районы, к нему относящиеся.
Но ведь у нас и здесь тоже был очень хороший задел! Вот мы говорили про Ил-114, а вспомните Бе-32, Бе-34. Эти машины в свое время поставили несколько мировых рекордов, а их отодвинули в сторону и взяли чешский Л-410.
Кстати, военные категорически отказались взять 410-й, а гражданским его просто навязали! И вот сейчас его опять продвигают. Но это же несусветная глупость!
«Бериевцы бьются головой о стенку!»
Бериевцы, что называется, просто бьются головой о стенку! А ведь Бе-32 — это очень хорошая машина, там 24 места, можно сделать и 32…
Когда я связывался с бериевцами, с руководителями, они говорили: дайте нам хотя бы сто миллионов — и мы возобновим опытную эксплуатацию Бе-32.
Ну, что это за дела? Почему я, частник, должен где-то искать эти деньги? Причем у меня-то в кармане ничего нет, я просто кого-то уговариваю, беру, перезанимаю и т.д.
Тут не знаешь, к кому и идти — то ли к Путину, то ли к Абрамовичу! Во-первых, до Путина не достучаться. Во-вторых, у него такое окружение…
Я не знаю, что они ему там докладывают, но он с такой уверенностью говорит, что сам лучше знает, что нужно делать с авиацией, что у меня просто руки опускаются…
«Если бы это касалось только гражданского авиапрома!»
И если бы это касалось только гражданского авиапрома! Вот говорят, дескать, будем поднимать Ту-160. Разговоров много, а денег нет, и люди не работают. И кадры, конечно, продолжают разбегаться. А сколько спецов ушло в мир иной!
Сейчас опять говорят, что у нас прекрасная базовая модель самолета Ил-18. Ну, вот дали указание восстановить Ил-38, и деньги под это дело выделили. Но вся проблема в том, что нет кадров, нет комплектующих…
Я разговаривал с директором одного авиазавода, которому поручено восстанавливать все это дело все, так он говорит, а что я буду делать с ведром этого вашего золота, если мне просто не с кем работать?
«У нас и здесь просто обалденный задел!»
Справедливости ради надо сказать, что сейчас уже сдали шесть 38-х! А ведь Ил-38 — это машины и морской авиации, и патрульные, и пассажироперевозки… То есть у нас и здесь просто обалденный задел!
Знаете, в свое время я испытывал самые первые варианты Миг-29 и Су-27.Так вот еще тогда у нас был задел, и сейчас это, слава богу, реализуется. А вот с кадрами, конечно, проблема…
«Раньше еще как-то подкармливались военными…»
У нас было столько лётных училищ с мощнейшей историей — и все позакрывали! Оренбургское, Качинское, Челябинское… Я уж Украину и не беру — Ворошиловград, Чернигов и т.д.
Теперь на всю нашу военную авиацию осталось одно Краснодарское училище, которое раньше готовило летчиков для наших, так сказать, зарубежных друзей. В частности, там готовили ливийских летчиков, инженеров, то есть работали на заграницу.
Ну, и откуда теперь брать кадры? Вот мы и не можем набрать их в гражданскую авиацию. Раньше еще как-то «подкармливались» военными, а сейчас и у самих военных нет людей.
Это очень серьезная проблема, и я о ней, не стесняясь, говорил еще после прошлого МАКСа. Что с тех пор изменилось за 2 года? Ничего.
«Нарабатывали наши отцы и деды»
После прошлого МАКСа я еще говорил, что надо вернуться к тому, что десятилетиями нарабатывали наши отцы и деды, например, к системе министерств.
В частности, если дело касается гражданской авиации, то должно быть Министерство гражданской авиации. Должно быть и Министерство авиационной промышленности, -именно тогда появится хоть какая-то ответственность!
Сейчас просто не существует людей, ответственных за принимаемые решения! То есть отвечать просто некому. Поэтому надо начинать именно с этого.
«В одну кучу смешали промышленность, торговлю и Мантурова…»
Министерство транспорта не может охватить всю область транспорта. Минтранс раньше был Министерством путей сообщения, — это Министерство логистики, которое создал еще царь.
А сейчас всё превратили в непонятного монстра. То же Минпромторговли вызывает у профессионалов только смех! В одну кучу смешали промышленность, торговлю и Мантурова…
«… в конечном итоге и ведет к провалу»
По-моему, сейчас уже никто не руководствуется Положением о создании военной и гражданской авиационной техники. Боюсь, что многие нынешние руководители его даже и не знают!
А ведь там было четко расписано поэтапное создание самолета, и нарушение этого Положения (скажем, перескакивать с этапа на этап) в конечном итоге и ведет к провалу…
«Очень хочется, чтобы мы, наконец-то, перешли от слов к делу!»
Поэтому у меня и не было каких-то особенно радужных надежд на этот МАКС. Конечно, авиационное шоу — это прекрасно, у нас огромное количество пилотажных групп, в основном отечественных.
То есть я отношусь к этому просто как к авиационному шоу, и не более того.
А ведь очень хочется, чтобы мы, наконец-то, перешли от слов к делу! Но до тех пор, пока государство серьезно не займется этим вопросом, так и будет «просто шоу».
Источник: argumenti.ru