Сегодня: г.

Украинцы не признают легитимность «верхнего» сословия

Больше года назад случился Майдан, который смел режим Януковича. Казалось, что вот-вот все изменится к лучшему, наступит эра справедливости и процветания, но вместо прогресса наблюдаем регресс.

Понятно, что мы переживаем агрессию со стороны России, но у того, что происходит есть и фундаментальные причины. Для того, чтобы ситуация изменилась к лучшему, эти причины должны быть проанализированы, а затем устранены. Попробуем хотя бы начать разговор на эту тему.

Начнем с Майдана, точнее — с майданов, так как они являются узловыми точками нашей новой истории, в которых концентрируется вся политическая повестка дня. Здесь важно понять, почему возникли майданы, что заставило людей выйти на улицы. Думаю, что в обоих случаях это были невеселые перспективы оказаться в «сословном» обществе. Что это такое?

Это общество сформировалось в России и Украине после распада СССР. Верхнее сословие — люди, имеющие доступ к политической власти и трансформирующие ее в экономические возможности (олигархи), высшие чиновники и околовластные «предприниматели». Нижнее сословие — все остальные.

Развитие Украины и России состояло в постепенном утверждении сословного общества. Сословность означает закрытость. «Верхнее» сословие начало закрываться в России с приходом Путина, у нас — с позднего Кучмы. С некоторого момента стало практически невозможно «попасть наверх», социальные лифты перестали работать. «Верхнее» сословие получило власть и основной своей задачей поставило не допустить изменения статус-кво.

Теперь вы не можете добиться ничего без согласия на то представителей «верхнего» сословия. Вы не сможете сделать карьеру в бизнесе и даже на госслужбе не будучи родственником или знакомым кого-то из «верхов». Вы никогда не выиграете выборы и не победите в тендере. Ничего серьезного у вас не выйдет без одобрения «сверху».

Разница между Россией и Украиной состоит в том, что украинцы и россияне по-разному относятся к этому процессу. Если россиян все устраивает, то украинцев — нет.

Напомню, что оба Майдана были связаны с Януковичем — бесхитростным и где-то комическим персонажем, который олицетворял «донецких», которые, в отличие от прочей Украины, давно жили по сословной модели и практиковали ее совершенно открыто, в то время, как в Киеве это еще не было «основным трендом». Оба Майдана были вызваны несогласием украинцев жить в сословном обществе. Украинцы не признают легитимность «верхнего» сословия, его права управлять и богатеть за счет грабежа.

Янукович показал нам, в чем суть «сословного общества» для украинцев. Это, прежде всего, непотизм — назначение на должности родственников и лично преданных людей, безнаказанность для «верхнего» сословия, закон, который карает только представителей «нижнего» сословия, принцип «своих не сдаем».

При этом, «нижнее» сословие отнюдь не предоставлено само себе. Оно поделено на два противопоставленных друг другу слоя и жестко контролируется. Первый слой — это «бюджетники» в широком смысле слова — мелкие чиновники, врачи, учителя, работники государственных предприятий. Второй слой — это предприниматели, «самозанятые» и наемные работники частных предприятий. Нижнее сословие контролируется через перераспределение. Бюджетники являются в этом процессе реципиентами, «самозанятые» — донорами, вечно виноватыми в нарушении неисполнимых государственных «законов».

Заметим, что оба Майдана были, в основном, выступлениями «доноров». На втором Майдане особенно ярко проявилось разделение «нижнего» сословия на доноров и реципиентов. Большинство доноров поддерживало Майдан, большинство реципиентов составляло контингент «антимайданов».

Напомню, что оба Майдана формально победили. И, как считается, оба в итоге, проиграли. Правда, в случае второго Майдана этого нельзя сказать точно. Неизвестно, как бы развивались события, если бы не агрессия России. Тем не менее, «новая» украинская власть делает абсолютно все то же, что делала старая. Все клятвенно обещанные реформы свелись пока что к переодеванию милиционеров в полицейских. Ничего не случилось с прокурорами, судьями, милиционерами. Продолжается рейдерство, незаконные застройки и нападения на активистов. Принимаются законы, ограничивающие права граждан, фактически, многое из того, что входило в знаменитые «законы 16 января» принято «новой» властью. Никто не наказан за убийства на Майдане, вообще, похоже, не ведется никого серьезного расследования тех событий.

Фактически, тихой сапой, под усыпляющими лозунгами «интеграции в Европу» новая власть продолжает утверждение сословного общества в Украине. Если присмотреться внимательнее, то мы увидим, что она уже успела продвинуться в деле укрепления сословности куда дальше, чем Янукович. Новой власти очень помогает война на Востоке Украины. Война — это хороший повод для закрытости от критики, обвинений оппонентов в отсутствии патриотизма, это хороший повод для цензуры и закручивания гаек.

Пока что можно сказать, что единственным результатом Майдана является избавление от Януковича. Украинцы не стали более свободными и не продвинулись на пути к более цивилизованному обществу. Хуже того, как и на Майдане, так и сейчас, протест пытаются приватизировать откровенно ксенофобские силы, которые, как будто по заказу, занимаются провокациями и дискредитацией протестного движения.

Маркерами здесь могут быть отношение к ЛГБТ и гендерному равенству. Оба вопроса никогда не составляли проблемы в Украине. ЛГБТ сообщество, например, немногочисленно и маловлиятельно. И, тем не менее, именно ему новоявленные «борцы за справедливость» почему-то уделяют очень много своего времени. Нетерпимость, агрессивность и показательное варварство становятся своего рода модой среди молодежи, между ними и доблестью, самопожертвованием и патриотизмом ставится знак равенства. Этот кризис оппозиционности, наверное, не менее опасен, чем ускоренное строительство сословного общества.

В общем, Украина в очередной раз оказалась в довольно невеселом положении. Я не буду даже говорить об очевидных экономических «успехах», страна все более неуверенно балансирует на грани дефолта и готовится к новому скачку курса доллара, производство падает, население беднеет. Но экономические проблемы обычно решаются, если решаются проблемы социальные. В сословном обществе не может быть экономического роста. В лучшем случае, в нем может быть устойчивая бедность для большинства населения и богатство для правящего класса, причем, обычно, разница в доходах очень велика и отсутствует «средний класс», есть только богатое меньшинство и бедное большинство. Вот такая система строится последние 10-15 лет в Украине.

Майданы говорят нам о том, что украинцы готовы сопротивляться этой системе и что они не считают ее законной. Но для того, чтобы победить в этой борьбе, нужно знать, как работает сословная система, почему она побеждает, в чем ее сила и где у нее слабые места. К сожалению, о таком анализе даже речи не идет. И это еще одна проблема, о которой нужно сказать — проблема экспертного знания. Экспертное сообщество, которое существует вокруг политической деятельности, к сожалению, давно оторвалось от реальности. Оно не анализирует ее, предпочитая говорить заученными штампами из учебников. Часто вместо анализа мы получаем очередное описание дворцовых интриг. Хуже того, экспертное сообщество превратилось в обслуживающее сообщество, оно фактически работает на эту систему.

Мы должны понять, как функционирует сословная система, определить точки, в которые должен быть нанесен удар, определить, в чем именно будет состоять этот удар и кто и почему будет его наносить и каких результатов мы должны достичь. Без понимания всего этого у нас нет перспективы.

Источник: blogs.korrespondent.net

 
Статья прочитана 108 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Последние Твитты

Loading

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Написать администратору