Тамерлан Агузаров призвал избавиться от алкогольного проклятия республик.
Парламент Северной Осетии должен избрать нового руководителя региона в сентябре. Однако исход выборов практически ясен уже сейчас. Поскольку мало кто сомневается, что им станет исполняющий обязанности главы республики Тамерлан Агузаров.
Остальные два кандидата, которые были внесены вместе с Агузаровым в список для рассмотрения Народным собранием республики, являются лишь техническими фигурами.
Кремль не готов к смене курса
В своем комментарию «Эху Кавказа» общественный деятель Тамерлан Цомаев считает, что Тамерлан Агузаров – компромиссная фигура, так как он не принадлежит ни к одной из местных групп влияния.
«Кремль сегодня не готов к радикальной смене курса в Осетии. Но в то же время сохранить у руля тех, кто пришел после Дзасохова и набезобразничал, разобрал буквально по кирпичикам бюджет республики, разворовал его.
Их оставлять было нельзя, невозможно. В то же время нельзя было сегодня выводить на арену тех, кто радикально не принимает этого и хотел бы начать расследование и ударился бы в конфронтацию с предыдущей властью.
Это чревато войной всех со всеми. Поэтому Кремль внес такую кандидатуру – Агузарова, который не принадлежит ни к одному из этих полюсов», – заявляет Тамерлан Цомаев.
По заявлению политолога Бэлы Бираговой тому же ресурсу, для полноценной работы в республике Агузарову нужно собрать собственную команду, которая хоть и будет состоять из старых кадров, но будет работать по-новому:
«Задача Агузарова – образовать новый пласт политической элиты. Конечно, она будет набираться из старых кадров, но думать они должны по-другому, в новом формате, с учетом тех серьезных кризисов, которые имеем».
Прямым текстом
Сам Тамерлан Агузаров в своем недавнем интервью «Российской газете» отметил: «Сегодня даже обывателю очевидно, что в республике множество проблем, которые требуют срочного решения».
При этом, Агузаров осознает, что за последние годы в Северной Осетии наблюдается самый большой спад в промышленном производстве среди всех субъектов СКФО – 24 процента.
Он, с его собственных слов, начал с того, что пытается разобраться в том, как могда одна из самых модернизированных и развитых в промышленном отношении республик Северного Кавказа растерять свой промышленный потенциал.
«Очевидно, что ситуация сложная», – заявляет он. «Из 30 якорных промышленных проектов СКФО, которым будет оказана господдержка, всего три представила Северная Осетия», – отмечает Агузаров.
· Проект Владикавказского технологического центра «Баспик», который наращивает производство микроканальных пластин и экспортирует продукцию во многие страны,
· Компания «Топаз-2», где производится российский аналог импортируемых медицинских шприцев, медицинской посуды, ампул,
· Предприятие «Мисунг», выпускающее краски для глубокой печати и печати на гибких упаковках.
Со слов Тамерлана Агузаров, это непозволительно мало, учитывая научный, технический и человеческий потенциал Северной Осетии, которые всегда был одним из самых передовых на Кавказе.
Уйти от кукурузы
В этих условиях Тамерлан Агузаров призвал сделать ключевой упор на интенсивное развитие сельского хозяйства. Особенно в условиях, когда правительство России ставит перед регионами страны вопрос импортозамещения.
«Северная Осетия должна обеспечивать себя продукцией полностью, – отметил он, – Пока мы обеспечиваем себя только основными видами фруктов. Мяса производим всего 70% от своих потребностей, молока и молочных продуктов – 91%, овощей – 40%».
Также он добавил, что арендаторами земли в Северной Осетии должны стать в первую очередь жители осетинских же сел. Это, с его слов, позволит решить сразу две проблемы: трудоустройства людей, живущих в селах, и финансирования этих районов.
«Первоочередная задача региона – перестать быть «кукурузной республикой», когда большая часть земель сельхозназначения используется для выращивания этой культуры для спиртовой и водочной промышленности», – заявил Агузаров.
Алкогольное проклятие Осетии
Напомним, что маленькая Северная Осетия до сих пор удерживает звание всероссийского водочного цеха. Это звание республика завоевала в 90-е годы, когда начала снабжать всю Россию спиртом в огромных количествах.
«Когда в 1992 году Борисом Ельциным была отменена государственная монополия на производство и продажу алкоголя маленькая Северная Осетия за два года стала главным поставщиком водки для огромной пьющей страны», – отмечает «Версия».
По данным журналистов, на небольшой территории республики было сосредоточено более водочных 200 предприятий. Именно для снабжения этих предприятий сырьем вся Осетия и покрылась сплошь кукурузными полями.
Именно по этому поводу и возмущался Тамерлан Агузаров: «Наши поля сплошь и рядом засеяны кукурузой. Так не должно быть! Надо прекращать этот хаос. Почему главы районов, распределяющие земли, не спрашивают с арендаторов – что они выращивают, кроме кукурузы? Где овощи, фрукты?»
Именно поэтому министерство сельского хозяйства Осетии уже начало рекомендовать фермерам прекратить выращивать только кукурузу и переключиться на фрукты. Тем, кто, наконец, начнет разводить сады, ведомство обещает государственную поддержку.
Агузаров ставит перед осетинскими производителями уже через пять лет обеспечить Северную Осетию собственными фруктами минимум на 70%. Удастся ли республике уйти от алкогольного проклятия в ситуации резкого подорожания спиртового импорта – покажет время.
Марианна Свиридова
Источник: kavpolit.com