К ним относятся все государства Восточной Европы, Латвия в том числе.
Мировые продовольственные концерны почти двадцать лет назад произвели своеобразное разделение рынков сбыта. Так, для Латвии лимонады, кетчупы, йогурты, сигареты и прочая продукция известных брендов выпускается преимущественно в Польше, Венгрии или непосредственно в странах Балтии. Не случайно, что аннотации на этикетках исполнены исключительно на латышском, литовском, эстонском и реже на английском языках. Вот только качество этих продуктов, по сравнению с теми, что выпущены для Германии, Бельгии или других стран ЕС, разительно отличается в худшую сторону.
Marlboro уже не тот
Большую долю сигарет, которая снабжена латвийскими акцизными марками и легально продается в отечественных магазинах, производится либо в польском городе Августове, либо в литовской Клайпеде. И курильщики отмечают, что по своему качеству они значительно хуже табачной продукции, реализуемой где-нибудь в Великобритании или Германии. К примеру, мой знакомый Игорь вот уже несколько лет работает в Великобритании. И, приезжая в Латвию, он с опаской приобретает сигареты в здешних магазинах.
— У меня есть вредная привычка — я курю. Могу авторитетно засвидетельствовать: сигареты одних и тех же марок, продаваемые в Латвии и в странах старой Европы, — это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Скажем, сигареты Marlboro, выставленные на полках латвийских магазинов, — это вовсе не Marlboro. Я даже не уверен, что содержимое сигаретной «гильзы» можно назвать табаком. Ну, можно, наверное, но с большой натяжкой, — утверждает он. — Аналогичная ситуация с алкоголем. Виски, которое продается в Англии, и те же марки виски, которые продаются в Латвии, — это совершенно разные напитки. Назвали бы честно: «Напиток, созданный на основе виски» или «Напиток с добавлением виски», и не было бы вопросов.
Однако, учитывая, сколько стоит пачка сигарет в той же Великобритании, многие отечественные курильщики рады и той продукции, которая представлена на полках отечественных супермаркетов. Мало того, большинство из них охотно приобретают российские и белорусские контрабандные сигареты, которые зачастую произведены в подпольных условиях в странах Балтии. Однако табачной продукцией и алкоголем разделение потребителей в Евросоюзе на жителей первого и второго сорта не ограничивается.
Словаки расстарались
Несколько лет назад Словацкая ассоциация по защите прав потребителей по результатам специальных исследований пришла к выводу: в странах Восточной Европы продаются продукты более низкого качества, чем в Западной Европе. Причем под одними и теми же торговыми марками. Например, кока-кола в восточноевропейских странах содержит более дешевые ингредиенты, чем кока-кола, продаваемая в Германии и Австрии. Та же история с йогуртами: продукт, произведенный для стран Западной Европы, содержит больше молока и ягод, чем тот же бренд, реализуемый, например, в Польше.
Действительно, для стран Восточной Европы, которые вроде бы являются полноправными членами Евросоюза, товары общеизвестных брендов поставляются более низкого качества, чем произведенные для старых стран ЕС. В этом признался президент Латвийской ассоциации торговцев Хенрик Данусевич, комментируя исследование Ассоциации защиты прав потребителей Словакии.
Специалисты ассоциации проверили состав следующих продуктов: напитки Coca Cola, растворимый кофе Nescafе Gold, молотый кофе Jacobs Kronung и Tchibo Espresso, а также шоколад Milka.
Выяснилось, что только у шоколада Milka, продаваемого в Словакии, уровень качества не отличается от шоколадок, попадающих на полки австрийских и немецких магазинов. Зато в кока-колу, продаваемую в Восточной Европе, добавляется сахароза, полученная из кукурузы, которая намного дешевле простой сахарозы, содержащейся в коле, реализуемой в Германии и Австрии. Исследование охватило продукты, которые продаются в Германии, Австрии, Чехии, Польше, Венгрии, Словакии, Румынии и Болгарии, однако большинство товаров подобных марок присутствуют на полках магазинов и в Латвии, где они могут быть еще худшего качества.
Представители пищевых корпораций объясняют эти метаморфозы тем, что вкусы у тех же немцев разительно отличаются от тех, которыми обладают жители Латвии или Литвы. «Мы знаем, что поставляемые в Латвию напитки и табачные изделия могут отличаться от тех, которые отправляются в другие страны», — рассказал г-н Данусевич, заметив, что некоторые магазины стараются информировать покупателей об отличиях. «Это политика поставщиков», — пояснил Данусевич, добавив, что продукты с низким уровнем качества дешевле. «Для каждого рынка готовится соответствующее предложение, и там, где приоритетом является цена, будут присутствовать продукты более низкого качества, но и более дешевые», — пояснил президент Ассоциации торговцев.
О себестоимости
Товары известных брендов для Восточной Европы производят в основном в Польше и Венгрии, а некоторые даже у наших соседей — в Литве. Если сравнить продукты, произведенные для Восточной Европы, с продуктами для Западной, станет ясно, что отличаются и состав, и цена товара. Произведенные для Западной Европы обычно минимум в два раза дороже.
Например, в креме Nutella, произведенном в Польше, присутствует 6,6% молочного порошка, а в произведенном в Германии — 7,5%. В изготовленном в Литве лимонаде Schweppes содержится 2% лимонного сока, а в Германии — 3%. Эти составляющие не могут плохо повлиять на здоровье, но есть такие добавки, с употреблением которых нужно быть осторожнее. Некоторое время назад торговая сеть Sky распространила специальный буклет, где сопоставляется состав некоторых популярных продуктов. Вот, к примеру, йогурт Activia, выпускаемый с разными добавками. Сливовый йогурт, произведенный в Германии, содержит 15% слив, точно такой же из Польши — 5,8%. Популярный маргарин Rama немецкого образца содержит 46% растительных масел, польского — 40%. Возьмем широко рекламируемое моющее средство Fairy. Его в латвийских магазинах можно встретить в немецком и чешском варианте. Немецкое вдвое концентрированнее, у него, в отличие от чешского, нет ароматизаторов, которые способны вызывать аллергическую реакцию.
Никто не проверит
В Латвии обычно находятся юридические лица — представители зарубежных компаний. К тому же у каждого товара имеется свой, латвийский производитель. Они и должны следить, действительно ли в нашей стране продается продукция, имеющая право именоваться той или иной торговой маркой. Обычно государственные контролирующие службы за этим особо не следят. Хотя в области пищевой безопасности в странах Евросоюза далеко не все в порядке. Так, Европейское управление безопасности продуктов питания провело в странах ЕС специальное исследование на предмет наличия пестицидов. Как рассказал руководитель Латвийской ассоциации биологического сельского хозяйства Густав Норкарклис, в Латвии в ходе исследования были проанализированы образцы 249 продуктов питания. 53% из них составляли местные продукты, 41,8% — продукты из других стран ЕС и 5,2% — из третьих стран.
Остаточные вещества пестицидов в пределах допустимой нормы были обнаружены в продающихся в Латвии яблоках, капусте, луке-порее, клубнике, овсе и ржи. В свою очередь, превышена допустимая норма пестицидов была в некоторых образцах яблок. Лишь проверенные в Латвии листовой салат, молоко и свинина оказались чистыми. В целом же в рамках ЕС ядохимикаты нашли в 45% продуктов питания, произведенных на территории Евросоюза.
Александр Федотов
Источник: ves.lv