«Очищающий огонь» стал неожиданностью, когда российское правительство начало сжигать продукты и хвастаться этим на государственном телевидении», — пишет экономист Сергей Гуриев в статье для The Washington Post.
«Но почему недостаточно конфисковать западные продукты? Зачем их сжигать?» — задается вопросом автор.
«Собственно, для сегодняшнего российского правительства сжигание импорта — вполне рациональный шаг именно потому, что он выглядит столь ужасно. Кремль хочет послать четкий сигнал: да, мы можем совершать поступки, которые вы считаете иррациональными и немыслимыми, — не связывайтесь с нами. Важно распространить этот сигнал внутри России и за ее пределами», — рассуждает Гуриев.
«Сжигание продуктов также демонстрирует, что главная цель эмбарго заключалась не в том, чтобы ответить на западные санкции», — говорится в статье. По мнению экономиста, это выгодно только российскому сельскохозяйственному лобби. «Это уменьшает запасы продовольствия в России, поднимая цены внутри страны и доходы местных производителей. В этом смысле сжигание продуктов — не геополитика, это старый добрый протекционизм в чистом виде», — считает автор.
Российское лобби, выступающее против свободной торговли, всегда было сильно, но вступление в ВТО в августе 2012 года надело на него смирительную рубашку, отмечает Гуриев. Он напоминает о введении утилизационного сбора для иностранных автопроизводителей. «Однако Россия вскоре обнаружила, что ВТО — основанная на правилах организация, у которой есть зубы», — говорится в статье. Правительство вынуждено было ввести утилизационный сбор и для местных автопроизводителей.
«С аннексией Россией Крыма все изменилось», — считает Гуриев. Нарушив Хартию ООН, Россия может позволить себе нарушать правила ВТО, полагает он.
«Если еще существовали какие-либо сомнения относительно того, заботится ли правительство больше о коррумпированных элитах или о простых россиянах, то «очищающий огонь» сжег эти сомнения дотла», — заключает он.
Источник: ru.delfi.lt