В Пекине открылся фестиваль советских фильмов о Великой Отечественной войне. Китай в ближайшие дни тоже будет отмечать 70-летие победы в войне с японскими захватчиками. Совпадение? Нет, история, помноженная на новое сближение Пекина и Москвы
КАПИТАЛИЗМ ЕЩЕ НЕ ОТОШЕЛ ОТ УДИВЛЕНИЯ
Первый тест на интерес китайцев к советскому кино прошел прямо в салоне «Боинга» летевшего из Москвы в Пекин. Насколько я мог видеть со своего места у прохода, чуть ли не десяток моих китайских соседей, смотрели на мониторах «А зори здесь тихие» в каноничной версии режиссера Ростоцкого. Смотрели не отрываясь, и не переключаясь на «Трансформеров». Загорелый дочерна мужчина в выгоревшей ковбойке, сидевший через проход, даже что-то шептал, разбирая английские субтитры. Фильм, как оказалось, считался в Китае 80-х годов фильмом любимым — слово «культовый» в данном случае неуместно.
В Пекине в эти дни стояла оглушительная, тяжелая жара. Этот период лета даже имеет свое название — «лето тигра». Китайцы объясняют название так: «тигр, животное злое и суровое, как нынешнее пекинское солнышко». Сам город неожиданно опустел, исчез смог от миллиона автомобилей. Столица Китая в эти дни живет по графику «Режим №1». Закрыты все государственные предприятия и учреждения. На всех перекрестках дежурят дружинники с красными повязками на предплечье. Не работают лавки и рынки, жесткая государственная воля запретила на две недели посещение жителями провинций своей столицы. Так нужно, и все с этим согласились.
Хотя я не могу себе представить аналогичные меры в Москве. Зато хорошо могу представить вой и страдания либеральной общественности по нуждам так презираемых ими провинциалов, которым вдруг, теоретически, может понадобиться съездить в столицу в конце августа-сентябре. Мешки проклятий властям, коллективные письма в ЕС и ООН в защиту прав человеков, демонстративные сборы чемоданов в прямом эфире…
И странная мысль закрадывается в голову: неужели есть какая-то тонкая связь между размазанным по площади Тяньаньмэнь либерально-западным дискурсом и нынешним, мировым лидирующим положением Китая? Стартовые условия на рубеже 80-х и 90-х годов у нас были схожи. Но, хитрые восточные люди не стали встраиваться в чужую цивилизацию, и в прошлом оставаться они тоже не захотели. Вместо того чтобы побеждать звериный капитализм, сражаясь с ним до последнего вздоха, они его просто возглавили, сообщает «Комсомольская правда» в Вологде.
Капитализм еще не отошел от удивления.
Все случилось точно по притче из цитатника Мао — когда Бог понял, что люди не отступятся от своего безумного желании срыть некую гигантскую гору, он прислал на землю доброго духа, и тот эту гору забрал на небо. Добиваясь упорным трудом невозможного, ты можешь требовать даже помощи Бога.
Бизнес-бизнесом, но каждый приличный китайский коммерсант носит партбилет с собой и показывает его так гордо, что все дурацкие улыбочки гостей из России, гаснут сами собой. В Пекине почти не встретишь на дорогах шикарных авто и скучающих дамочек на кабриолетах, едущих в рабочий полдень из фитнеса в спа. Какие там кабриолеты, когда воров и коррупционеров расстреливают тысячами, а страна, впервые за сотни лет, приступила к реализации геополитической концепции «Один пояс, один путь». И наш кинофестиваль, в эту концепцию попал четко и точно.
Дмитрий СТЕШИН Страна, впервые за сотни лет, приступила к реализации геополитической концепции «Один пояс, один путь». И наш кинофестиваль, в эту концепцию попал четко и точно
Фото: Дмитрий СТЕШИН
РАЗВИТИЕ НАМ НЕ ПРОСТЯТ
Наше посольство в Пекине считается самым большим в мире и занимает 16 гектаров. Русская духовная миссия появилась на этом месте, в северо-восточном районе города, еще в 18 веке. Добрую часть территории занимает тенистый парк с фонтанами, поэтому интервью с послом Андреем Денисовым имеет формат прогулки. Начинаем гулять от загадочного, сакрального объекта — стальной чаши с иероглифами. Зеркальная табличка сообщает, что «чаша использовалась в буддистских ритуалах», а время и обстоятельства ее появления на территории духовной миссии — неизвестны. Как и положено дипломату, Андрей Денисов ничего не говорит прямо. Просто бросает в наш разговор факты, из которых выстраивается картина происходящего. Во-первых, впервые за 70 лет, Китай решил отметить совестным с Россией военным парадом свою победу в своей отечественной войне. Здесь ее называют «войной за освобождение родной земли от японских захватчиков», а длилась она 14 лет! И больше всего во второй мировой войне погибло наших и китайцев — об этом почему-то мало кто знает.
REUTERS Впервые за 70 лет, Китай решил отметить совместным с Россией военным парадом свою победу в своей отечественной войне.
Фото: REUTERS
— А ведь наша страна была первой, кто пришел на помощь Китаю, — говорит господин посол.
— Здесь сражалась тысяча наших летчиков, две тысячи самолетов мы поставили Китаю, оружие, боеприпасы. И это, когда не хватало самим… Но эта война не так известна, как гражданская в Испании…
Дмитрий СТЕШИН Как и положено дипломату, Андрей Денисов ничего не говорит прямо
Фото: Дмитрий СТЕШИН
Дальше посол не объясняет — почему. Причиной была «культурная революция» в Китае и резкое охлаждение отношений между СССР и КНР. Мемуары наших военных советников даже изымались из советских библиотек в 60-е года, а вот у меня дома они остались, я их читал в старших классах и удивлялся: почему в учебниках про это ни слова? По словам Посла, нам все-таки воздалось, за то, что отрывая от себя мы помогали китайцам даже в 1941 году. Япония так и не решилась напасть на Дальний восток, и уже осенью 41-го, в самые тяжелые дни для нашей страны, сибирские дивизии потянулись на запад — чтобы спасти Москву и всю страну. А в 1945 году, советские и монгольские войска, несколькими ударами опрокинули Квантунскую группировку японской императорской армии. Посол говорит, что буквально день назад, он ездил с монгольскими коллегами в Чжанбэй, возлагать цветы к мемориалу, стоящему на месте одного из кровопролитных сражений августа 1945.
Памятник этот никто не трогал, не сносил и не разрушал, даже после боев на Даманском когда всем казалось, что война между СССР и Китаем почти неизбежна. Памятники эти находятся под так называемой «национальной охраной». И ненависть некоторых нынешних стран Восточной Европы к погибшим за их освобождение советским солдатам, на этом фоне выглядит совершенно иррациональной, необъяснимой, бессмысленной. Они пока не понимают, что свет все-таки пришел с Востока, и в новой концепции мироустройства, которая зарождается буквально в эти дни, старой Европе в первые не будет места ни в ложе, ни в партере. Ни нам, ни Китаю этого не простят. И самое забавное, что мы это прекрасно понимаем, но вслух не говорим. Только намекаем. Иногда, очень толсто — просто проведя дважды за весну-лето совместные российско-китайские военно-морские учения в море Средиземном, а потом в Японском.
«ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ»
После участия китайской армии в Параде Победы 9-го Мая на Красной площади, среди наших заклятых друзей возникло болезненное оживление. Несколько месяцев они обсуждали тему «оккупации России Китаем», и резко умолкли, когда стало известно, что 90 солдат возрожденного Преображенского полка, пройдут 3 сентября по площади Тяньаньмэнь.
GLOBAL LOOK PRESS 90 солдат возрожденного Преображенского полка, пройдут 3 сентября по площади Тяньаньмэнь.
Фото: GLOBAL LOOK PRESS
На этот парад приглашен и Владимир Путин, и дипломаты обеих стран сейчас лихорадочно готовят этот визит. После парада, по протоколу, состоится обед Президента России и председателя Китая. Первый обед руководителя Поднебесной с главой другого государства. И можно предположить о чем на нем пойдет речь.
Несколько лет назад Китай выдвинул концепцию «Один пояс, один путь». Простыми словами, Китай планирует восстановить легендарный «Шелковый путь» и совместно с Россией открыть Северный морской путь, который после развала СССР пришел, мягко говоря, в некоторый упадок. Россия выступила со встречными предложениями, по словам нашего посла, сейчас просчитывается возможность продлить высокоскоростную магистраль от Казани, через Казахстан до границы с Китаем. И таких проектов десятки. И все они ложатся в главную идею «пяти связующих элементов» этой концепции: «политическая согласованность, единая инфраструктура, торговые связи, валютно-финансовые потоки, гуманитарное общение». И между строк сухого дипломатического языка — не просто военное сотрудничество, а готовность пролить друг за друга кровь.
США, как показывает история, не любят вот таких мягких, эволюционных геополитических трансформаций, особенно в тех случаях, когда их интересы никто не собирается учитывать. Более того, после успешной реализации этого проекта, у США в зоне безоговорочного влияния на нашем континенте, останется Прибалтика с Польшей, например, и тайное право нагибать в нужную сторону бюрократов из Старой Европы. Что является слабым утешением, после двадцати лет дерзкой джигитовки в мировой политике.
Обострения отношений с единственной сверхдержавой неизбежны, и противопоставить им можно только аналогичный по весу геополитический союз. В реальности, договоренности и теплые отношения политиков в таких союзах — всего лишь пол-дела. Если народам такой союз не нужен, получится, как писал классик, «гнилая колода Австро-Венгерской империи». Или, в противном, удачном случае, весьма эффективный союз государств с англо-саксонскими корнями и противоречивой, но общей историей — США, Великобритании, Австралии и Канады.
Ни России, ни Китаю для своего союза не нужно выдумывать какие-то особые духовные скрепы. Все прописано в нашей истории, причем — кровью. Нужно лишь перечитать эти страницы.
Дмитрий СТЕШИН Под кинофестиваль «Вечный огонь» китайские власти отвели шикарный кинотеатр Киноархива
Фото: Дмитрий СТЕШИН
СТАРУЮ ДРУЖБУ ЖДУТ НОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ
Под кинофестиваль «Вечный огонь» китайские власти отвели шикарный кинотеатр Киноархива. Еще за сутки до премьеры, больше половины билетов было выкуплено через интернет, хотя, недоброжелатели предсказывали, что на фильмы будут сгонять госслужащих бамбуковыми палками. Ничего подобного! В фойе кинозала больше часа не рассасывалась очередь к терминалам распечатывающим электронные билеты. И большинству зрителей было от восемнадцати до тридцати лет. Но были и ветераны, ветераны советско-китайской дружбы. Целый ряд заняли выпускники ивановского «Интердома». В конце 30-годов, когда война Китая с Японией стала тотальной, СССР эвакуировал детишек китайских коммунистов. Эвакуировал и воспитал. Один из зрителей, представившийся мне как Анатолий Ли, рассказал, что приезжал 9 Мая в Москву и участвовал в акции «Бессмертный полк»:
— Два раза прошел по Красной площади, мне одного раза показалось мало. Когда узнали, что мы китайцы, нам хлопали, дарили цветы… я не ожидал, не ожидал такого. И еще, меня почему-то приняли за сына Мао Цзедуна. А я не стал спорить!
Дмитрий СТЕШИН Анатолий Ли, рассказал, что приезжал 9 Мая в Москву и участвовал в акции «Бессмертный полк»
Фото: Дмитрий СТЕШИН
Анатолий осторожно рассказывает, что с одной стороны плаката у него была фотография отца, а с другой — портрет молодого Великого Кормчего. И в этом скупом рассказе на секунду ожила вся трагическая и противоречивая история нашей дружбы. И, похоже, дружбу эту ждут новые испытания. У генерального директора «Фонда Геннадия Тимченко» — одного из главных организаторов и спонсоров фестиваля — Марии Морозова второй взгляд на миссию «Вечного огня»:
— Те исторические события, которые были понятны и очевидны еще двадцать лет назад, сейчас подвергаются очень серьезной ревизии. Китай не хочет этого, подсознательно, поэтому перечитывает историю этой войны, и еще это некий посыл миру: «мы все помним».
— Как концептуально подбирались фильмы для фестиваля? «Обыкновенный фашизм», «Женя, Женечка…», «Ижорский батальон», «Двадцать дней без войны». Почему именно они?
— У нас было пожелание от партнеров — «привезите фильмы, которые еще не шли в китайском прокате». Они сами выбирали из очень-очень длинного списка…
Дмитрий СТЕШИН Китайский режиссер Тай Чжу Чже, наоборот, попросил привезти в следующий раз современные российские фильмы о войне
Фото: Дмитрий СТЕШИН
Китайский режиссер Тай Чжу Чже, наоборот, попросил привезти в следующий раз современные российские фильмы о войне:
— Фестивальные фильмы мы не просто знаем наизусть, они у нас в учебных программах, как шедевры и образцы. В Китае всегда любили и смотрели советские фильмы про войну. А вот новое поколение…
А новое поколение, в большинстве все-таки смогло вынести жуткий, документальный 138- минутный фильм Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм», это старики не выдерживали больше часа. Парни и девушки выходили из кинотеатра с побелевшими лицами, буквально. Спрашивать их: « Ну, как? Понравилось?» было бессмысленно и глупо.
Источник: vologda.kp.ru