Сегодня: г.

Чехия — в обеденном меню Путина

Кремль очень ценит президента Земана

— Многие чешские политики часто говорят, что в республике действует российская «пятая колонна», агенты влияния Кремля, и этих людей немало. Что вы об этом думаете?

Мирослав Калоусек: То, что в Чехии на российскую, путинскую пропаганду работает множество людей, видно и невооруженным глазом. Это видно и по тому, что пишут в газетах, это я вижу и в парламенте, слышу, какие речи произносят некоторые мои коллеги. Скажем, обсуждаются какие-то острые темы, например, ситуация в Украине. А после голосования депутаты выходят в кулуары, кому-то звонят и говорят по телефону по-русски. Я не выдумываю, я это видел лично. Конечно, нельзя недооценивать и русские спецслужбы, они представлены во всех слоях общества: от низов до элиты. Эти люди — настоящие агенты, которыми руководят из Москвы. А есть и те, кто по разным причинам — это могут быть и исторические реминисценции, и просто неприязнь к Западу — являются совершенно искренними фанатами путинского режима.

— Вы можете назвать имена конкретных людей в чешской политике, кто, как вам кажется, работает в интересах Кремля?

— Нет никаких сомнений в том, что одним из главных союзников путинского режима, к сожалению, является наш собственный президент. Я думаю, Кремль очень ценит президента Земана. Ну или вы можете открыть наши газеты и сразу увидеть статьи пророссийских журналистов. Есть люди и в правительстве. Я не говорю, что они умышленно работают на Россию. Просто своей работой они помогают ей. О мотивах, которые ими двигают, сложно говорить. Но в правительстве это, к примеру, министр промышленности и торговли Ян Младек.

— Президент Земан работает по заказу Кремля или все, что он делает — искренне и от души?

— Я бы тоже хотел это знать. Основная проблема в том, что он — президент, он все это говорит, и он так себя ведет.

— Если человек не критикует Россию, он — агент Кремля?

— Конечно нет. Что вообще означает слово Россия? У меня в России множество друзей, я люблю Россию. Россия — страна, которая является частью Европы. Я люблю русскую культуру. Но одно дело Россия, а другое — режим Путина. Это разные вещи. Чехов — не Путин, а Бетховен не был Гитлером.

Никому не хочется решать ситуацию путем войны

— Президент Милош Земан является противником санкций в отношении России, считая их бессмысленными. Приводит в пример Кубу: длительный период санкций, режим не упал, и вообще — в результате США восстановили с этой страной отношения…

— Если бы я был гражданином США, то протестовал бы против того, что делает Барак Обама по отношению к Кубе. А президента Земана я бы спросил: «А какие другие способы? Кроме санкций?». Россия, страна-агрессор, нарушила все международные договоренности. Отобрала себе часть соседней страны. Да, логично, что никому не хочется решать ситуацию путем войны. Но никто не имеет права говорить, что там ничего не происходит. Поэтому экономические санкции — тот минимум, который цивилизованный мир может использовать. Ничего мягче, чем санкции, уже не существует. Ну, или мир может согласиться с тем, что Крым — русский, что русские танки в Украине — это нормально. Это делает наш президент, и мне за его позицию стыдно. Но я не думаю, что такого же мнения обо всем происходящем большинство чешского общества и политической элиты.

— Чехии стоит бояться России?

— Безусловно да. Режим Путина не скрывает свои амбиции восстановить влияние на территории всего бывшего Советского Союза и бывшего соцблока. А границы соцблока заканчивались в горах Шумава, в Чехословакии. Нет сомнений в том, что мы — в путинском «обеденном меню». Я не говорю, что в следующем месяце сюда приедут русские танки, я так не думаю. Но если нам будет безразлично то, что сейчас русская армия — в восточной Украине, то и мы когда-нибудь дождемся русских танков. Мы не можем быть безразличны ко всему. У нас есть свой исторический опыт, 1968 год.

Русский народ станет приносить себя в жертву

— В свое время СССР распался за счет кризиса в экономике, затратах на вооружение, отсутствия денег… Не может ли такое повториться и с современной Россией, находящейся в изоляции? Что она погубит сама себя? Что вы об этом думаете как экономист и вообще, какого вы мнения о ситуации в Российской Федерации?

— Знаете, экономика — это общественная наука. В ней расчеты нереальны. Еще многое связано с ментальностью людей. Русский народ в прошлом многое выдерживал, терпел и страдал. Так и сейчас: ситуация будет ухудшаться, а люди вытерпят. Российская пропаганда станет рассказывать гражданам страны, что все эти терпения — наперекор «злому Западу». Пропаганда станет использовать националистические чувства людей. Кроме того, чем хуже будет ситуация в России, тем чаще и громче Путин и его окружение будут говорить о врагах за пределами страны. И народ с радостью станет приносить себя в жертву. Я в этом плане не оптимист, я не думаю, что из-за экономической ситуации в России у путинского режима возникнут проблемы. Режим может даже ужесточиться, внушив людям, что те жертвуют собой ради правого дела. Россия, целиком зависящая от экспорта энергоресурсов, за время Путина упустила свой шанс. Когда-то нефть стоила 100-110 долларов за баррель. У России были деньги, которые она могла инвестировать в то, чтобы стать на мировом рынке конкурентоспособной страной. А Россия ничего не сделала. Никаких реформ. Россия не стала ни на процент конкурентоспособнее, чем 15 лет назад. Зато энергоресурсы стали стоить в два раза меньше.

Соседи по дому — русские

— Представляет ли опасность для Чехии российская диаспора, проживающая в республике?

— Пока я так не считаю. Может, потому, что я живу в доме, где являюсь «национальным меньшинством»: большинство моих соседей — русские, которые уже давно живут в Чехии. Они интегрировались, все они — порядочные люди и хорошие соседи. Мы не дружим, но соседи они, правда, хорошие. Весь последний год, после того, как началась эскалация конфликта в Украине, они меня постоянно останавливают и спрашивают: «Пан Калоусек, у вас больше информации, чем у нас. Война будет?». А я отвечаю: «Не знаю». Они говорят с сильным акцентом, но по-чешски, и я спрашиваю: «А вы русский или украинец?». И всегда получаю один и тот же ответ: «Я русский, но я живу здесь очень давно, у меня нет ничего общего с господином Путиным». Конечно, в Чешской Республике — множество российских агентов, вопрос только в том, не является ли большинство из них чехами.

Кирилл Щелков

Источник: inosmi.ru

 
Статья прочитана 114 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Последние Твитты

Loading

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Написать администратору