Вчера и новостные сайты, и топ ЖЖ взорвала информация о том, как «Аэрофлот» с одобрения вице-премьера Шувалова купил за 1 (прописью: один) рубль 75% акций «Трансаэро» — второго по величине российского авиаперевозчика с парком из более чем сотни самолётов.
«Аэрофлот» тут же обвинили в рейдерстве, захвате чужой собственности и ещё чёрти в чём. Некомпетентные, но эмоциональные блогеры тут же написали гневные посты в стиле «Так нельзя!», «СССР всё ближе», «Отжали. пользуясь административным ресурсом…»
А что же было на самом деле? Как удалось «Аэрофлоту» приобрести за рубль три четверти собственности своего главного конкурента?
На самом деле авиакомпания «Трансаэро» была в ужасном финансовом положении. Ко мне периодически попадает инсайдерская информация изнутри «Трансаэро», «Аэрофлота» и «Сибири», поэтому я могу с уверенностью сказать, что у «Трансаэро» всё было не просто плохо, а очень плохо. Экономить пытались чуть ли не на салфетках, задолжали кучу денег практически всем, от аэропортов до банков, от стюардесс до заводов… и встретили новый 2015 год с долгом около 112 миллиардов рублей.
- Ещё раз, цифрами — 112,000,000,000 рублей долга, Карл!
С начала этого года ситуация ухудшалась со скоростью горной лавины, и я не знаю, сколько долгов висит на «Трансаэро» сегодня, но точно намного больше, чем в начале года. И даже если продать всё имущество «Трансаэро», а также почки и печень главных акционеров — мягко говоря покрыть эти долги едва ли удастся.
При этом «Трансаэро» продало сотни тысяч (а скорее, миллионы) билетов на будущие рейсы. И в случае банкротства авиакомпании, к которому дело шло семимильными шагами, все купленные бумажные билеты годились бы только в макулатуру, а от электронных и этого толку бы не было. Поэтому в переговорах с регулирующими органами «Трансаэро» использовало этот факт чуть ли не для шантажа: обанкротите нас, сами будете разбираться с теми, кто купил билеты.
- По некоторым сведениям, именно для этого и проводились распродажи билетов по смешным ценам< наподобие «Москва-Берлин-Москва» за 80 долларов или «Москва-Ростов-Москва» за 35 долларов
И когда «Аэрофлот» приобрёл за рубль три четверти «Трансаэро» — не забывайте, пожалуйста, что за этот рубль он приобрёл не только имущество компании, но и три четверти висящих на ней долгов. Десятки миллиардов рублей долга, которые теперь предстоит возвращать «Аэрофлоту».
Если Вам казалось, что «Аэрофлот» заплатил рубль и получил добра на миллиарды, это не так, всё ровно наоборот — «Аэрофлот» приобрёл долгов на миллиарды. А также обязательства перед пассажирами по миллионам уже проданных билетов на осень и зиму. И обязательства перед тысячами сотрудников «Трансаэро» по недовыплаченной зарплате. Теперь он будет по всем этим обязательствам отвечать.
Я склонен согласиться с denokan, который предполагает, что покупка 75% акций «Трансаэро» авиакомпанией «Аэрофлот» могла быть неожиданностью не только для рынка, но и для самого «Аэрофлота» тоже. Потому что риски могут сильно перевешивать выгоды, пусть даже «Аэрофлот» и подгрёб теперь под себя половину всех российских авиаперевозок и стал монополистом на куче направлений.
Так что. ей-богу, не стоит завидовать «Аэрофлоту» и думать: «У-у-у, я бы тоже прикупил за рубль пяток «Боингов», если бы мне дали». Тем более, что почти все самолёты на самом деле принадлежат не «Трансаэро», а лизинговым компаниям.
И не стоит впадать в истерику, как это делают иные блогеры, не понимающие, что происходит.
Источник: alex-levitas.livejournal.com