Сегодня: г.

Восточный экономический форум и условия полноценного диалога

На Дальнем Востоке, особенно в его приграничных регионах, формируется совершенно новое сообщество.

Во Владивостоке открывается Восточный экономический форум. Это грандиозное событие теперь станет ежегодным в соответствии с Указом Президента России.

Форум пройдёт на острове Русский, в кампусе Дальневосточного федерального университета. Ожидается, что на нём будет представлено более двухсот инвестиционных проектов на колоссальную сумму – около 500 миллиардов рублей. На дальневосточной площадке страны соберутся более 1000 бизнесменов и представителей государственных органов России и стран АТР, носители больших инвестиционных возможностей и амбиций.

Мероприятие по масштабам ставят в один ряд с питерским и сочинским экономическими форумами. Однако предстоящее событие на острове Русский будет иметь свои существенные отличия. Встречи на тихоокеанской площадке станут, по всей видимости, более значимыми в геополитическом отношении. Сама территория Дальнего Востока с её выходами в Тихий океан, большими ресурсными и транзитными возможностями определяют это.

Однако акцент нашей государственной политики лишь на экономической стороне взаимодействия с другими странами АТР не только сужает возможности международного диалога, но даже вызывает серьёзную тревогу за его качество в долгосрочной перспективе.

И, пожалуй, основная проблема заключается в нас самих, в наших гуманитарных возможностях на Дальнем Востоке. На форуме прозвучит много слов о возможностях интеграции Дальнего Востока в АТР, о притоке инвестиций. Однако на какой духовно-культурной основе, с каким «человеческим ресурсом» ведёт Россия свою политику на Востоке?

Дальневосточное сообщество сегодня представляет собой довольно размытую картину. Отток людей, которые проживают в регионе в четвёртом-третьем поколении, продолжается. То есть уезжает укоренившееся население. Прибывают новые люди, среди которых подавляющее большинство составляют выходцы из Средней Азии и Закавказья. Немалую долю в миграционном притоке на Восток составляют китайцы. При этом бизнес, инвестиции, которым посвящён форум, лишь стимулируют приток дешёвой рабочей силы из-за рубежа.

Очевидно, что при всей экономической оправданности мощный толчок для притока в Дальневосточный регион иностранных мигрантов даст создание «Территорий опережающего развития» (ТОР). Существование ТОРов предполагает завоз работодателем трудовых мигрантов вне существующих квот и ограничений.

Уже сейчас на Дальнем Востоке, особенно в его приграничных регионах, образуется совершенно новое сообщество, основанное не на исконно российских традициях и интересах, а на экономической мотивации, смешанной с мультирелигиозной картиной мира. Многочисленные мигранты из Средней Азии, которые сегодня прибывают на Дальний Восток, являются носителями преимущественно исламского мировоззрения. Однако отсутствие реальной мусульманской практики у большей части этих людей зачастую приводит их в ряды разного рода экстремистских группировок, паразитирующих на религиозном потенциале ислама.

При этом в восточных регионах России усиливается активность организаций сектантского толка, имеющих финансовую подпитку за рубежом. Это вызывает невольные ассоциации с действиями наших геополитических противников на Украине накануне кровавых событий. Только в одном из городов Приморья – Уссурийске – действует более десятка сектантских подразделений, многие из которых располагаются в недавно выстроенных культовых сооружениях или занимают отдельные здания, имеющие историческую ценность. Преимущественно это южнокорейские «миссионеры» – пятидесятники и баптисты. При этом в городе существует всего лишь три православных прихода.

В целом Дальний Восток довольно плотно охвачен деятельностью зарубежных сект, которые, как известно, помимо пропаганды своих ценностей ведут активную разведывательную, а порой разрушительную, деятельность. В регионе действуют разного рода протестантские организации, секты мормонов, кришнаитов, сайентологов.

У дальневосточных сектантов имеются свои лоббисты даже в образовательной и научно-исследовательской среде. В 2014 году в Дальневосточном университете была издана книга С.М.Дударёнок и М.Б.Сердюк «История протестантских церквей Приморского края (XIX–XX вв.)», где протестантские организации Приморья представляются, по сути, традиционными для Дальнего Востока религиями, якобы внесшими существенный вклад в его развитие. Безусловно, данная информация мало соответствует реальности, а её появление, вероятно, объясняется высокой заинтересованностью протестантов в продвижении своих интересов на территории края.

Вряд ли могут возникать сомнения по поводу того, что сегодня на Дальнем Востоке России необходимо обратить особое внимание государства на поддержку деятельности Русской Православной Церкви. Ведь именно в Русском Православии полностью сохранилась многовековая, базовая культура России, исторические традиции нашей страны, ключевая идея государственности. Поддержка Православной Церкви на Дальнем Востоке России имеет особую актуальность. Вступая в столь сложный социально-экономический диалог со странами АТР на этой удалённой от Центра площадке, нам необходимо обладать здесь чёткой социокультурной идентичностью, основанной на многовековых традициях России. Пока размытость идеологических и мировоззренческих ориентиров большинства дальневосточников делают их неспособными сохранять традиции российской государственности в столь важном геополитическом участке страны.

Проникновение в этот ослабленный социальный организм носителей чужеродных культур, а порой и ложных религиозных воззрений, создает угрозу разрушения духовно-культурного фундамента России на берегу Тихого океана.

Ориентируясь в нашей государственной политике на западные идеи мультикультурализма, мы лишь подрываем жизненные основы общества, способствуя усилению в нём межэтнических и межконфессиональных противоречий. Однако политика мультикультурализма, по всей видимости, обосновывается международными бизнес-интересами. Газета «Коммерсант» отмечает, что азиатские инвесторы не стремятся на Дальний Восток, поскольку «рабочая сила на Дальнем Востоке дорога и не обладает нужными компетенциями». Это даёт основания бизнесу лоббировать приток на восточные территории страны дешевой рабочей силы из-за рубежа. При нарастании тенденций интеграции Дальнего Востока в экономику АТР усиливается вероятность наполнения региона «новыми людьми» – дешёвой рабочей силой.

Мультикультурализм позволяет оправдывать и обосновывать появление множества инокультурных мигрантов в том или ином обществе. Однако Европа, принявшая эти идеи, стремительно отказывается от политики мультикультурализма в силу губительности её для традиционного общества.

Допустив, что приток на Дальний Восток инокультурных мигрантов неизбежен, стоит подумать об активном продвижении в их среде наших традиционных национальных ценностей. Во всяком случае, нужны изменения в законодательстве, ограждающие российскую государственность и русскую культуру от активного воздействия иных культур. Необходимость сохранения российской социокультурной идентичности на Дальнем Востоке намного актуальнее, чем, например, в регионах Центральной России.

Патриарх  Кирилл 14 сентября 2014 года в Хабаровске на встрече с министром по развитию Дальнего Востока А. Галушкой сказал: «Дальний Восток был местом ссылки, но по какой-то непонятной причине он был, в первую очередь, местом страшного эксперимента над человеческими душами. Именно на этих просторах была практически полностью уничтожена всякая духовная жизнь. Представьте себе, что восточнее Иркутска был только один храм — во Владивостоке». Тогда же Патриарх отметил, что необходима программа духовного возрождения Дальнего Востока.

Однако пока, при усилении экономической и социокультурной активности со стороны государств, граничащих с дальневосточным регионом, политика укрепления традиционных для нашей страны духовно-культурных устоев явно недостаточно эффективна. Во Владивостоке уже несколько лет не могут достроить Спасо-Преображенский собор. Хотя строительство этого собора, задуманного еще в 1912 году и взятого под покровительство императрицей Александрой Федоровной Романовой, имеет всероссийское значение. Дальний Восток считают началом России. Возникновение большого православного собора на берегу бухты Золотой Рог, «там, где начинается Россия», является конкретным и значимым шагом по укреплению российской идентичности и духовному возрождению Дальнего Востока.

Восточный экономический форум во Владивостоке будет посвящен деловому диалогу между ведущими государствами АТР. Однако основой полноценного и паритетного общения России с зарубежными партнерами, в особенности такими, как Китай, является глубокое осознание собственного национального достоинства. А это возможно лишь при обращении к родным многовековым истокам и традициям, что сегодня особенно актуально для Дальнего Востока.

Игорь Романов

Источник: riss.ru

 
Статья прочитана 123 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Последние Твитты

Loading

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Написать администратору