Кабмин России намерен пригласить в АПК страны китайских инвесторов. Об этом сообщил вице-премьер Аркадий Дворкович. Аграриев из Поднебесной приветствуют у нас, заявил он. Правда, при условии, что они будут соблюдать все требования и стандарты российского АПК.
Аркадий Владимирович давно уже живет в каком-то своем, выдуманном мире, и его высказывания ничего общего с реальностью не имеют. Наша редакция попыталась помочь чиновнику вернуться к жизни и разобраться с сегодняшней и перспективной ролью китайцев в обеспечении продовольственной безопасности России. Потому что «требования и стандарты» они легко обойдут с помощью взяток. На которые их толкнут российские коллеги г-на Дворковича. То есть, чиновники.
Волгоград, Челябинск, далее везде…
Огорчим Аркадия Владимировича — китайские крестьяне уже лет двадцать как занимаются выращиванием овощей на российской земле, от Хабаровска до Подмосковья. И год от года их присутствие становится заметнее. Если, к примеру, в 2008 году китайские теплицы занимали 55 гектаров южноуральской земли, а в 2009 — уже 798. В Хабаровском крае и в Еврейской автономной области китайцы арендуют 426 тысяч гектаров российских земель, занимаясь на них сельским хозяйством. Когда едешь по этим местам, кажется, что выпал снег — поля в белом целлофане теплиц китайских аграриев. Сегодня в ЕАО уже 75% сельхозугодий — под китайцами.
Сразу возникает вопрос — а в чем секрет успеха? Иловлинский район Волгоградской области. Китайское тепличное хозяйство у реки Сахарка. 200 теплиц. Почему у реки? Из нее насосами качают воду для полива. Бесплатно. К электричеству тоже подключены самовольно. Российскому фермеру за это пришлось бы выложить в районе 1 млн…
Идем дальше. Овощи в китайских теплицах поспевают за…2-3 недели. К примеру, рассаду томатов высаживают 14-15 мая. Через 21 день — сбор урожая. За сезон один куст дает 20 кг помидор. Огурцы созревают вообще космическими темпами, за 10-12 дней. Так не бывает, скажете вы. И будете правы. Без сильнейших стимуляторов роста ту не обойтись. Поливаем их постоянно удобрениями, говорят работники (русские). Но чем, они не знают. «Хозяин дает. Разводим какие-то порошки. Огурцы уже давно поспели. Но вкуса у них совсем нет».
За сезон это хозяйство приносило собственнику до 150 млн рублей прибыли (при досанкционных ценах). Естественно, никаких налогов. Правда, рабочие в китайских теплицах не жируют — русскому платили 500 рублей в день, китайцу — 800-900 рублей.
Как такое получается у китайцев? Схема проста. Некий собственник земельного участка, как правило, уроженец Закавказья или Северного Кавказа, сдает его в аренду компании. Та сдает землю в субаренду, и уже потом здесь появляются китайцы. Договоры фиктивные и нигде не зарегистрированные.
В Челябинской области при губернаторе Михаиле Юревиче на селе работало 2500 жителей Поднебесной. Это если официально. На самом деле в разы больше. Только в Красноармейском районе было более 5000 теплиц. Местные жалуются, что китайцы вырубают лес, чтобы все эти теплицы отапливать. Естественно, безо всяких разрешений… Скоро без леса останемся, горько шутят они, ведь китайцев все равно больше, чем у нас деревьев.
Но главная проблема даже не в фиктивных договорах. А в той самой химии. В личных разговорах китайцы будут уверять, что все здесь органическое и современное. Правда, российских удобрений в их теплицах не встретить. Все мешки — с иероглифами. Вот слова из заключения волгоградских экологов, исследовавших почву из китайских теплиц: «образцы почв содержат неизвестные биологически активные вещества», «активно стимулируют рост и развитие биологических объектов», «воздействие на организм человека может быть непредсказуемо», «истощает верхний плодородный слой», «генно-модифицированные». Нашим агрономам и химикам удобрения, ускоряющие рост в 3-5 раз(!), неизвестны. Зато последствия такого хозяйствования видны хорошо.
Выжженная земля и дети-мутанты
В августе 2013 года жители хутора Авилова Иловлинского района Волгоградской области попытались поджечь китайские теплицы. Почему? Из-за равнодушия властей. Местных не устраивало, что окружающую землю китайцы травили непонятными пестицидами. «Мы писали и в областную администрацию, и президенту. Просили приехать, разобраться с китайцами возле нашего хутора», — сетует чиновник сельской администрации. Ответа на свои письма авиловцы так и не получили.
Вот еще несколько примеров последствий «рачительного» китайского хозяйствования. Апрель 2008 года. Омская область. 80% теплиц в регионе принадлежит китайцам. Несколько десятков владельцев оштрафовано за загрязнение территории. Установлены десятки случаев превышения содержания в овощах гербицидов. К сожалению, сетуют в местном минпроме, китайцы только платят штрафы, но ничего не меняют.
Февраль 2010 года. Деревня Песчанка Емельяновского района Красноярского края. 227 га под теплицами СПК «Солонцы», где трудились китайцы, загрязнены бензопиреном, мышьяком и особо опасным водорастворимым фтором. Степень загрязнения превышает допустимую в несколько раз.
Март 2012 года. Иркутская область. Здесь китайцы тоже выращивают в теплицах овощи, и у местных надзорных органов нет никаких иллюзий по поводу удобрений, которые те используют. Чтобы скрыть их от проверяющих, китайцы на глубине 1,5 метра вырыли длиннющие подземные ходы, которые связывают погреба, набитые битком китайскими удобрениями. Так что там про соблюдение закона и безопасность?
Февраль 2013 года. В фермерском хозяйстве ИП Ручка в Южно-Сахалинске работники правоохранительных органов изъяли более трех тонн химикатов, часть которых была запрещена к применению даже в Китае. Как выяснили специалисты, китайские дымовые шашки для окуривания растений вызывают рак лёгких. А усилители роста, благодаря которым китайским фермерам удается за столь короткое сахалинское лето снимать несколько урожаев, могут вызвать мутационные изменения в организме человека, поясняет ситуацию начальник отдела земельного контроля управления Россельхознадзора в Красноярском крае Нина Ерохина. «Воздействие их на организм человека может быть непредсказуемо (например, аллергические реакции, воздействие на растущий детский организм, кишечные расстройства)», говоря специалисты «Центра экологического контроля». «Предполагаю, что все это может серьезно влиять не только на здоровье человека в данный момент, но и оказывать воздействие и на дальнейшие поколения, то есть влиять на генный уровень человека», бьет тревогу депутат Волгоградской облдумы Наталья Латышевская.
Кстати, эксперты установили, что после 3-летнего использования китайских препаратов на сельскохозяйственных угодьях возможность выращивания сельскохозяйственных культур на них появится лишь через 70-100 лет. Китайского предпринимателя за это оштрафовали всего на 300 тысяч рублей…
«После них участки действительно нужно реанимировать годами. Они заливают земли, а в воде высокое содержание кальция, железа. После них земля засаливается, стоит бело-красная», говорит глава КФХ из Краснодарского края Андрей Маслюк. Кстати, на родине министра сельского хозяйства Ткачева «китайские» тепличные хозяйства были аж в 14 районах Краснодарского края. Функционируют уже лет пять или шесть. Сколько там трудится народу, точно не знает даже ФМС. Вопрос кардинально решили перед сочинской олимпиадой — «попросили» вернуться на родину в 24 часа…
Чужие здесь не ходят
Однако опасность от расширения присутствия на российском рынке китайских аграриев кроется не только в качестве овощей и фруктов. Китайцы очень жестко и целенаправленно вытесняют русских их этого сектора. Ни о какой здраво или рыночной конкуренции речь не идет. И Дальний Восток хороший тому пример.
Работают китайцы по четко отлаженной схеме — несколько лет продают овощи по очень низким ценам, чтобы местные хозяйства не могли выдерживать конкуренцию и разорились. Когда в регионе остаются одни китайцы, они уже устанавливают свою цену. Так произошло, к примеру, в Амурской области. Там российские фермеры больше не выращивают овощи, рынок заполонила китайская продукция. «Все оптовые рынки в Приамурье контролируют китайцы, русским просто деваться некуда», — говорит фермер Сергей Юрченко, обрабатывающий сорок гектаров своей земли в нескольких километрах от китайских теплиц. «Китайцы душат российских фермеров, — добавляет он. — Они продают капусту по 50 копеек, себе в убыток, только бы вытеснить русских».
«У китайцев совершенно другой подход к выращиванию овощей на продажу. Если отечественный фермер при покупке семян должен оформить все бумаги (различные сертификаты, карантинный контроль, растаможка), то китайцы привозят семена из Китая в сумках. Что за семена — никто не знает, ни один инспектор в глаза их не видел». Это уже слова южноуральских агрономов.
Похоже, что ситуация с китайцами в АПК складывается так же, как с межнациональными отношениями. Напряженность нарастает, а виновных нет. Вроде, оно само так развивается.
Однако крестьяне в регионах уверены — причины в уродливой госполитике по отношению к селу и в коррупции чиновников. «Причины нужно искать в той коррумпированной системе, которая разрешила им бесконтрольный доступ к воде, — говорит Андрей Маслюк. — Сам китаец запрудить пару-тройку водоемов или черпать воду напрямую из реки не решится. Я уже не говорю о том, что они десятками бурили артезианские скважины. А что такое пробурить скважину на 300 метров в глубину? Мало того, что это денежные затраты, так еще и глобальные затраты электроэнергии. Я для своего хозяйства не могу лишний киловатт получить, а им кидались выделенные линии электропередачи. Не разрешили бы им такое — они бы обрабатывали землю не варварски, а по всем законам РФ». Кстати, чтобы все эти гастарбайтеры получали разрешение на работу в нашей стране, китайская сторона оплачивала по $60 за человека. И занималась выдачей разрешений единичные фирмы в крае. «Можете представить, какие это были деньги», продолжает он. Про разницу в процентных ставках на кредиты — у них 1-2%, в российских банках от 15% — фермеры же и не говорят. С такой кредитной политикой до импортозамещения страна явно не доживет.
Но тезис о неизбежном приходе Китая в российский АПК уже озвучен на самом «верху». В июне об это говорил глава АП Сергей Иванов. Теперь, вот, Дворкович (непонятно, правда, как планирует через 10 лет накормить страну исключительно отечественными продуктами Александр Ткачев). Радуется открывающимся перспективам и член Комитета Совета Федерации по экономической политике Евгений Тарло. «Мы увидим бум наших (? Китайцы же инвестируют. Причем тут «мы»? — ОГ.) инвестиций в сельское хозяйство. Пока пусть будут совхозы имени Мао Цзэдуна — лишь бы там были качественные продукты, выращенные на нашей земле. Китайцы нас научат и устрицы выращивать в Крыму, мидии, трюфеля. Может быть, наладим экспорт устриц из Крыма и в Париж, и в Киев! Инвестиции — это не миграция населения, а деньги, не имеющие национальности. Мы должны отдать землю тому, кто будет ее обрабатывать, кто на ней будет работать», фонтанирует он.
И Тарло, и Дворкович, и многие другие забывают одну китайскую пословицу. «Не бойся медлить, бойся остановиться». Китайцы умеют ждать не останавливаясь. И одними огурцами и помидорами дело не кончится.
Сергей Нелюбин
Источник: og.ru