Сегодня: г.

Бишкек конфликтует с Душанбе

Киргизия принесла в ЕАЭС и свои пограничные проблемы.

В конце июля – начале августа на таджикско-киргизской границе произошел очередной конфликт, омрачивший позитивный информационный фон вокруг открытия границ Киргизии с Казахстаном и ее окончательного присоединения к ЕЭАС. Этот инцидент еще раз напомнил о том, что вместе с Киргизией союз получил впридачу тугой узел пограничных проблем, способных негативно отразиться на его отношениях с соседними странами Центральной (Средней Азии) – Таджикистаном и Узбекистаном.

Причиной очередного конфликта стали бытовые противоречия, грозившие перерасти в межгосударственный конфликт и спровоцировать рост напряженности в отношениях между Бишкеком и Душанбе. По версии киргизской стороны, все началось с того, что жители села Майского Согдийской области Таджикистана перекрыли жителям села Кок-Таш, расположенного в Баткенской области Киргизии, дорогу к кладбищу. В ответ киргизы перекрыли канал, по которому в таджикское село Чоркух поступала вода. Спустя несколько дней, 3 августа на границе собрались около 120 граждан Таджикистана и 80 – Киргизии, которые стали забрасывать друг друга камнями. По данным киргизской Госпогранслужбы, в результате пострадали 5 граждан Киргизии, 7 домов и одна автомашина. Четверо пострадавших были госпитализированы, причем у двух из них было диагностировано сотрясение мозга. Таджикская сторона изначально придерживалась своей версии причин конфликта. По ее мнению, сначала киргизы перекрыли таджикам воду, а уже после этого они в качестве ответного шага решили перекрыть гражданам Киргизии дорогу к кладбищу.

В ситуацию были вынуждены вмешаться киргизские и таджикские пограничники, представители правоохранительных органов и главы местных администраций. Казалось, что напряжение пошло на спад. Однако на следующий день, 4 августа, таджикский интернет-ресурс «Азия плюс» со ссылкой на источники в администрации Исфары (райцентр Исфаринского района) сообщил, что киргизские пограничники открыли огонь по гражданам Таджикистана, в результате чего двое из них получили огнестрельные ранения. Кроме того, гражданами Киргизии были подожжены несколько домов таджикского кишлака Сомониён. То есть, взять ситуацию под контроль ни той, ни другой стороне не удалось. Киргизские пограничники сообщение своих таджикских коллег опровергли, утверждая, что стреляли, наоборот, со стороны Таджикистана, откуда был произведен одиночный выстрел из гладкоствольного оружия.

Вооруженные инциденты на границе между Киргизией и Таджикистаном происходят с завидной регулярностью, причем нередко – со смертельным исходом.

Так, 6 июля этого года на границе был убит 18-летний житель таджикского кишлака Чоркух Боборизо Ризоев и ранен офицер погранвойск Таджикистана. Госпогранслужба Киргизии тогда заявила, что инцидент произошел на ее территории, однако на переговорах представителей двух сторон в Исфаре было установлено, что случилось это все же на территории Таджикистана в месте, где линия прохождения границы считается спорной. Поскольку случай этот далеко не первый, Душанбе и Бишкек предпринимают меры по снижению напряженности на границе, стремясь свести противоречия к минимуму. В июле, например, прошли совместные занятия пограничников двух стран, в ходе которых они учились предотвращать конфликтные ситуации. Однако на практике результаты этой учебы видны далеко не всегда.

Пограничные противоречия Киргизии и Таджикистана имеют давние корни, которые уходят в общее советское прошлое. Для приграничных, да и не только приграничных территорий Средней Азии характерна этническая чересполосица. Таджикские кишлаки чередуются с киргизскими и узбекскими. В советский период необходимости проводить четкую границу между республиками не было, поскольку она была чисто административной, и население могло свободно пересекать ее в любых направлениях. На хозяйственной деятельности местного населения наличие границы также особенно не сказывалось, хотя уже в 1980-е гг. начали проявляться проблемы, вызванные аграрным перенаселением и обострившейся борьбой за ресурсы – землю и воду. С распадом СССР ситуация кардинально изменилась. Административные границы между республиками превратились в государственные, а это, в свою очередь, потребовало проведения работ по их демаркации и делимитации.

Таджикско-киргизская граница в этом отношении является одной из наиболее «запущенных». Из 987 километров границы Киргизии с Таджикистаном описано чуть более половины – 567, а на уровне правительственных делегаций утверждены 519. Свыше 400 километров до сих пор остаются спорными. При этом граница Киргизии с Узбекистаном, которая почти в полтора раза длиннее, делимитирована почти на 3/4. Из 1378 километров спорными на сегодняшний день являются лишь 320, а по другим данным – 370 км узбекско-киргизской границы. Ситуацию осложняет то, что граница проходит по густонаселенным местам со сложным рельефом местности, что крайне затрудняет ее делимитацию. Для урегулирования спорных вопросов необходимы компромиссы, которые подразумевают взаимные уступки, включая обмен территориями.

Достигнуть компромисса в условиях, когда по таким территориям пролегают дороги, линии связи, электропередач или, тем более, водные артерии, без которых жить и вести хозяйство в Средней Азии вообще невозможно, крайне затруднительно.

Как следствие, пограничные проблемы имеют тенденцию к «заморозке», постоянно отравляя и без того непростые отношения между республиками региона.

В январе прошлого года очередной пограничный конфликт перерос в вооруженное столкновение. 11 января на границе Баткенской области Киргизии и Исфаринского района Таджикистана между пограничниками двух стран произошел конфликт из-за строительства автомобильной дороги на несогласованных участках местности. Словесный спор перерос в перестрелку с использованием автоматов и минометов, в ходе которой 8 военнослужащих, в том числе 2 таджика, были ранены. По оценкам аналитиков, конфликт едва не перерос в войну между двумя странами. 10 июля того же года в местности Тамдык Баткенской области Киргизии между пограничниками вновь произошла перестрелка, в результате которой по информации радио «Озоди» был убит один и ранено 7 жителей таджикского анклава Ворух. 25 августа на границе произошла третья перестрелка, причем таджикская сторона опять использовала минометы. По данным таджикской прессы, ранения различной степени получили пять жителей кишлака Калача, один из которых впоследствии скончался. В общей сложности за неполный год на таджико-киргизской границе произошли три перестрелки с применением не только легкого стрелкового оружия, но и минометов. Несколько десятков человек было ранено и, по крайней мере, один убит.

В конце апреля 2013 г. произошел конфликт в районе таджикского анклава Ворух, поводом для которого послужило строительство дороги Ак-Сай – Тамдык, позволяющей добраться из Оша в Исфану в объезд таджикской территории. 27 апреля недовольные строительством жители таджикского анкава, посчитавшие, что дорога задевает их земли, перекрыли ее, избили строителей и повредили строительную технику. С таджикской стороны собралось около 1000, а с киргизской – около 300 человек. Таджики захватили два «Камаза» и увели с собой двух киргизских водителей. На место конфликта прибыли киргизские и таджикские пограничники, последние из которых стали стрелять в воздух. Из Баткена прибыл отряд СОБРа, после чего захваченных таджиками киргизских водителей удалось освободить, однако «Камазы» они так и не вернули. По словам жителя киргизского села Ак-Сай Нуритдина Мамытова, слова которого приводит «Фергана.ру», с 1975 г. это уже четвертое крупное столкновение в районе Воруха, а мелкие столкновения происходят здесь каждый год.

Несмотря на то, что ЕАЭС – экономический союз, и принятые его участниками межгосударственные договоры и иные нормативно-правовые акты устанавливают лишь свободное перемещение товаров, капиталов, рабочей силы и услуг, пограничные проблемы Киргизии с момента открытия границы с Казахстаном становятся проблемами всего объединения. Наличие неделимитированных участков границ с Узбекистаном и Таджикистаном создает не только экономические риски типа контрабанды, но и увеличивает вероятность возникновения вооруженных конфликтов, грозящих ростом военно-политической напряженности в и без того беспокойном регионе. В случае возникновения таких конфликтов в крайне сложном положении окажется Россия.

С одной стороны, Киргизия является участником ЕАЭС и ОДКБ, с другой в той же ОДКБ участвует и Таджикистан, где расположена крупнейшая российская зарубежная военная база.

С Узбекистаном, который ни в ЕАЭС, ни в ОДКБ не входит, Москву связывает договор о союзнических отношениях (ноябрь 2005 г.), предусматривающий оказание сторонами друг другу военной помощи в случае внешней агрессии.

Вооруженный конфликт на границах между Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном в этом политическом «уравнении» является совершенно лишним элементом, способным дестабилизировать военно-политическую ситуацию на южных границах ЕАЭС и СНГ. При этом брать на себя ответственность за делимитацию границ Россия также не может. С формальной точки зрения она не имеет к этому процессу никакого отношения, а своим активным участием неизбежно испортит отношения с какой-либо из республик, чьи интересы могут быть ущемлены или же недостаточно учтены. Жертвовать же интересами ни в одном из трех среднеазиатских государств Москва не может, так как этим не преминут воспользоваться США, которые после вывода своей авиабазы из киргизского Манаса активно ищут способы вновь закрепиться в регионе.

Александр Шустов

Источник: stoletie.ru

 
Статья прочитана 125 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Последние Твитты

Loading

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Написать администратору