Сегодня: г.

Китай не заменит белорусам Россию и не даст миллиардов

Очередной визит белорусского президента в Пекин сопровождался очередными порциями реверансов в сторону китайских друзей. Государственные СМИ по обычаю дружно заговорили о новом, более качественном витке взаимоотношений между нашими странами.

Впрочем, опрошенные корреспондентом UDF.BY эксперты, считают, что китайцы не смогут спасти утопающую белорусскую экономику.

Друзья до гроба

По словам Александра Лукашенко, Беларусь — не ситуативный друг Китая, а давний надежный партнер. «У вас сейчас очень много друзей. Вы приобрели их совсем недавно, когда Китай стал одной из влиятельнейших стран в мире, фактически второй точкой притяжения многих государств нашей планеты», — сказал глава белорусского государства по прилете в Пекин на встрече с членом Постоянного комитета Политбюро ЦК КПК, первым заместителем премьера Госсовета КНР Чжан Гаоли.

Однако, уверен президент, у наших стран совершенно иные отношения, у которых давняя история. Поэтому Беларусь и Китай не ситуативные друзья, не друзья вчерашние, а «давние друзья китайского народа, и между нами действительно установились очень хорошие отношения».

Об этих отношениях он позже говорил и с главой Китайской Народной Республики Си Цзиньпином, поблагодарив того за китайские инвестиции и кредиты, предоставленные для реализации инфраструктурных проектов на территории Беларуси.

Без директивы никуда?

Накануне своего визита в Поднебесную, Александр Лукашенко подписал директиву «О развитии двусторонних отношений Республики Беларусь с Китайской Народной Республикой». В частности, в документе указано, что за пять ближайших лет наша страна рассчитывает в два раза нарастить экспорт и привлечь значительные китайские инвестиции.

Кроме этого, белорусские власти надеяться, что удастся выйти на новый уровень. К примеру, есть потребность углубления взаимной интеграции отраслей и предприятий; реализации новых подходов к информационно-коммуникационным технологиям; в формировании совместных исследовательских и научно-практических центров, в совместном развитии отраслевой науки; в прямом и системном межрегиональном сотрудничестве; создании в Беларуси регионального центра китаеведения и взаимодействия с КНР.

Координационным органом содействия развитию отношений с КНР назван Белорусско-китайский межправительственный комитет по сотрудничеству.

Согласно директиве, Беларусь примет участие в строительстве экономического пояса Шелкового пути. Кроме того, до 1 января 2016 года необходимо будет организовать прямое взаимодействие с профильными структурами КНР по подготовке и согласованию плана мероприятий по упрощению процедур и нормативных требований, связанных с мерами технического регулирования, санитарного, фитосанитарного, ветеринарно-санитарного и санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), в целях обеспечения улучшения условий взаимного доступа на рынки.

До 1 июля 2016 года поручено сформировать перечень предприятий для привлечения крупных китайских компаний в проекты по развитию кооперации и вхождению в акционерный капитал в сфере сельскохозяйственного и тяжелого машиностроения, станкостроения, производства бытовой техники и электроники, оптико-механической промышленности, производства изделий из полимеров, товаров медицинского назначения и бытовой химии.

Авантюризм, а не внешняя политика

Так почему же Александр Лукашенко назначил назначил белорусам новых братьев?

По мнению руководителя Правозащитного центра «Вясна» Алеся Беляцкого, многолетнее желание развивать экономические и политические отношения Беларуси с Китаем объясняется, на самом деле, «нежеланием Александра Лукашенко признавать то, что Беларусь является европейским государством».

«А это значит, что и центр наших экономических, политических, культурных интересов лежит не за 9000 километров, а начинается сразу за Брестом и Гродно и тянется вплоть до Атлантического океана», — считает он.

Он напомнил, что во времена существования Советского Союза у Китая в друзьях ходили Албания и Северная Корея. А на каком уровне развития находятся сейчас эти страны — известно, иронично замечает собеседник UDF.BY.

Он не сомневается, что дружбу с Китаем ждет такая же судьба, как и дружбу с Венесуэлой.

«То, что сейчас делает Лукашенко и его правительство на международном направлении, можно назвать авантюрной внешней политикой, без чести и достоинства, без учета реальных интересов белорусского народа», — подчеркнул Беляцкий.

Поближе к сильным мира сего

Согласен, что китайский вектор развития сугубо инициатива белорусского президента и экс-кандидат в президенты Григорий Костусев: «Попытки усиления взаимоотношений Беларуси с Китаем — это не более, чем личное устремление Александра Лукашенко наладить отношения с руководителями великих держав».

Делает он это, сказал политик UDF.BY, из-за того, что его взаимоотношения с руководством России основываются на других интересах и могут быть аннулированы в любой момент, когда его поведение перестанет отвечать интересам Кремля.

«Страны Запада воспринимают белорусского президента, как диктатора, и от такого имиджа ему не удастся избавиться до конца своих дней. Кроме этого, Лукашенко стремится использовать улучшение отношений с Пекином как противовес Москве, чтобы таким образом уменьшить свою политическую и экономическую зависимость перед Кремлем», — считает Костусев.

Говоря же об экономических выгодах Беларуси, он отмечает, что налаживание взаимоотношений с любой страной мира, которая может принести дивиденды для Беларуси, необходимо рассматривать, как положительный шаг и правильный выбор.

Однако, как говорится в известной пословице: за морем телушка — полушка, да рубль перевоз. «Так и во взаимоотношениях с Китаем, где все экономические выгоды съедаются расстояниями. Наибольшие выигрышные перспективы наша страна может получить при улучшении отношений с соседними странами Европы. Да, и европейские технологии значительно опережают китайские», — резюмировал политик.

Подарить электорату надежду на лучшее

Но пока еще рано говорить, выходит ли Беларусь на новый уровень отношений с Китаем или нет. Белорусские власти хотели бы этого, но китайцы гораздо более прагматичны в развитии отношений со своими партнерами в отличие, кстати, от россиян, замечает политологДмитрий Кухлей.

«Уже давно официальный Минск периодически декларирует прорыв в отношениях с Пекином, но результаты пока скромные. Безусловно, контактами с руководством одного из крупнейших государств официальный Минск также повышает свой внешнеполитический вес и региональную значимость», — сказал эксперт корреспондентуUDF.BY.

По его мнению, такая дружба позволяет белорусским властям сбалансировать давление Кремля, а также компенсировать отсутствие полноценных отношений с ЕС и США.

Не следует также недооценивать внутриполитический аспект подобного визита, в том числе попытки повысить рейтинги Александра Лукашенко.

«В условиях отсутствия успехов в социально-экономическом развитии страны, действующие власти пытаются продемонстрировать успех действующего руководства на внешнеполитическом направлении. Если в 2010 году в Минск еще до окончания избирательной кампании зачастили высокие гости из ЕС с различными предложениями, то в 2015-м Запад ожидает итогов президентских выборов для выхода на новый этап сотрудничества с белорусским руководством», — отметил политолог.

Однако в этот раз главе Беларуси повезло навязать более тесные контакты с китайским руководством, которые он демонстрирует электорату в качестве надежды на улучшение в будущем социально-экономической ситуации за счет китайских инвестиций.

Китай не заменит Россию

«Китай вроде как должен занять место России, которая уже не имеет достаточно ресурсов для поддержания белорусской социально-экономической модели. Запад выставляет неприемлемые для белорусского руководства условия реформирования экономики для получения кредитной поддержки, да еще к тому же и обуславливает необходимостью соблюдения прав человека», — отметил Кухлей.

Тем не менее, создавая особые условия для деятельности китайских партнеров в нашей стране и концентрируя свои ресурсы для развития отношений с Китаем белорусские власти пока имеют довольно скромные успехи и, скорее даже наоборот, пока действуют себе в ущерб, по крайней мере, в сфере торгово-экономического сотрудничества.

«Так, до настоящего времени в большей мере торгово-экономические отношения более выгодны Китаю, чем Беларуси, — считает Кухлей. — Беларусь имеет с КНР традиционно отрицательный внешнеторговый баланс. Ситуацию ухудшают связанные кредиты китайских банков, которые выдают деньги для закупки китайского оборудования и для использования китайской рабочей силы для его монтажа и работ в Беларуси».

Все это, происходит на фоне, когда сами белорусы не могут найти достойную работу в своей стране и вынуждены эмигрировать, чаще всего в Россию, в поисках трудоустройства. В Беларуси в последний год наблюдается остановка производств, вынужденные отпуска и увольнения работников.

Так может, как раз импульс от сотрудничества с Китаем позволит вытащить за уши из болота отечественную экономику? Политолог замечает, что без структурного реформирования экономики никакое сотрудничество с Китаем уже нам не поможет.

«Китайцы не заменят белорусам Россию, и не будут вливать миллиарды долларов для поддержания белорусской социально-экономической модели. Кроме того, у Пекина у самого накопился ряд внутренних экономических проблем, которые ограничивают инвестиционные возможности Китая», — убежден эксперт.

Он также не сомневается, что только в сотрудничестве с ЕС и США Беларусь имеет шанс для того, чтобы преодолеть системный кризис «белорусской модели социально-экономического развития».

Евросоюз имеет достаточные ресурсы для этого и, что немаловажно, опыт в реформировании переходных экономик, в частности новых членов ЕС, как Польша, Прибалтика и др.

Источник: udf.by

 
Статья прочитана 96 раз(a).
 

Еще из этой рубрики:

 

Здесь вы можете написать отзыв

* Текст комментария
* Обязательные для заполнения поля

Последние Твитты

Loading

Архивы

Наши партнеры

Читать нас

Связаться с нами

Написать администратору