Наш мозг способен по необходимости прервать любые привычные действия, однако он не запоминает причину, которая заставила его это сделать
Даже когда мы занимаемся абсолютно привычным делом, наш мозг сохраняет способность среагировать на нештатную ситуацию. Например, если на дороге перед домом появится яма, вряд ли мы в неё свалимся — для этого нужно очень сильно замечтаться. Такая способность контролировать собственные действия особенно сильно проявляется в ситуациях, в которых возможны какие-то неожиданности и которые требуют повышенного внимания: например, водитель, соблюдающий все правила дорожного движения, всё равно должен быть готов среагировать, если что-то вдруг пойдёт не так.
Но за самоконтроль приходится платить — он, как оказалось, подавляет внимание и память. Психологи из Университета Дьюка поставили опыт в двух частях: сначала добровольцев просили просмотреть 120 фотографий людей, причём при появлении мужского лица нужно было нажимать на специальную кнопку (другая группа участников эксперимента нажимала на кнопку при появлении женского фото); а потом, через несколько минут выполнения такого задания, им внезапно предлагали тест на память — теперь требовалось вспомнить, какие лица они видели в предыдущей серии, а какие нет.
Разумеется, оказалось, что запомнились не все лица, однако при этом обнаружилась любопытная закономерность: хуже в памяти откладывались те фотографии, на которых не нужно было нажимать на кнопку. То есть прерывание действия ввиду условного запрета как будто влияло на память и внимание.
С использованием магнитно-резонансной томографии гипотезу удалось подтвердить. На тех фото, которые по условию пропускали мимо, в мозге включалась особая ингибирующая система, подавляющая ответную реакцию, и действие которой распространялось на участок коры, участвующий в запоминании. Аналогичным образом водитель, вынужденный внезапно маневрировать на дороге, чтобы избежать столкновения с другой машиной, не запомнит ни её марку, ни цвет — у подобной невнимательности есть вполне определённый нейрофизиологический механизм.
Авторы работы полагают, что в некоторых психоневрологических расстройствах, вроде синдрома дефицита внимания, неполадки в работе мозга могут быть связаны именно с тем, что подавляющие, прерывающие действие нейронные структуры становятся слишком активными. Если попытаться на них подействовать, то, возможно человек перестанет дёргаться по пустякам и сможет, наконец, управлять собственным вниманием.
Кирилл Стасевич
Источник: nkj.ru